Рафаэль оправдывает средства. Мадонна, немая и сам рафаэль Выставка рафаэля аудиогид

«Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» - проект-событие. Хотя выставка небольшая. Как-никак нужно решиться на то, чтобы отпустить на гастроли даже восемь картин и три рисунка этого художника. В 2020 году мир будет отмечать 500-летие со дня смерти мастера эпохи Высокого Возрождения, и ГМИИ им. Пушкина первым вписался в череду грядущих событий. Первая в России выставка работ Рафаэля инициирована послом Италии в России Чезаре Марией Рагальини и проходит под патронатом президентов России и Италии, а также при спонсорской поддержке «Роснефти».

До этого в Пушкинском показывали в 1955 году «Сикстинскую мадонну», перед возвращением немецкой коллекции в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи». В 1989-м на Волхонке побывала «Донна Велата» из флорентийской Палатинской галереи, а пять лет назад - «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе.

Все произведения открывшейся выставки, помещенные в одном зале, можно сразу охватить взглядом: пространство довольно камерное, сильно затемненное, лишь лучи света выхватывают с темно-фиолетовых, приглушенного тона фальшстен драгоценные работы. И хрестоматийный юношеский «Автопортрет», и «Мадонну Грандука». Состояние лирической созерцательности - вот, кажется, что хотели придать нынешней выставке и на уровне экспозиционного решения (которым занималась архитектор Даниэла Ферретти), и на уровне концепции (кураторы проекта - главный научный сотрудник ГМИИ, хранитель итальянской живописи Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры Галерей Уффици Марция Файетти).

И поскольку живопись Рафаэля многих привлекала своей поэтичностью, и раз многие - от рафаэлева современника, писателя Бальдассаре Кастильоне до Пушкина - с восхищением о его картинах отзывались, устроители выставки решили поместить произведения художника в контекст сделанных ему поэтических оммажей. Включив сюда, кстати, и стихотворение самого главного героя.

37 лет - трагическая для многих гениев цифра, и Рафаэль (1483-1520) из их числа. За короткую жизнь он, искавший в живописи гармонию, успел прославиться и встать в один ряд с Леонардо и Микеланджело. «Поэзию образа» не назовешь ретроспективой - и цель у показа иная, но пунктирно проследить хронологию творчества Рафаэля тут все-таки можно.

Искусство уроженца Урбино делят на три этапа. Предположительно в 1497 году Рафаэль поступает в мастерскую Перуджино в Перудже (часто пишут, что это произошло около 1500-го, но выставочная биографическая справка приводит более раннюю дату). Самое раннее произведение здесь - и вообще едва ли не самое раннее из документально известных - «Голова ангела» (1501, Брешиа, пинакотека Тозио Мартиненго). Она была частью алтаря для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло, позднее, за исключением нескольких фрагментов, погибшего от землетрясения. Миловидный, розовощекий ангел с золотистыми волосами, золотистость которых Рафаэль дополнительно подчеркивает, пройдясь более светлыми завитками по русым прядям. Он ищет живопись спокойную и гармоничную. Образцом тут можно считать в том числе и его «Автопортрет» (датированный уже флорентийским периодом, 1505 годом, но, как указывают в каталоге, возможно, созданный еще в Урбино), всего в несколько тонов создающий образ и задумчивый, и невероятно нежный (Флоренция, Галереи Уффици, Галерея статуй и картин). Не зря эта картина так растиражирована, что попала в свое время даже на итальянскую лиру, о чем вспоминает посол Чезаре Мария Рагальини.

В 1504 году художник переезжает во Флоренцию, где его живопись постепенно становится, если угодно, более структурной или скульптурной, что видно на парных портретах супругов Аньоло и Маддалены Дони (1505-1506, Флоренция, галерея Уффици), где жест последней напоминает жест леонардовой Джоконды. Но вместе с тем от Леонардо Рафаэль воспринял и мягкую дымку сфумато, придавшую особую интонацию светлой печали Марии с младенцем в знаменитой «Мадонне Грандука» (1504-1508, Флоренция, Галереи Уффици, Палатинская галерея). Эта работа доехала до Москвы вместе с подготовительным рисунком, по которому видно, как изменилось в итоге композиционное решение произведения. Лиричность, хрупкость образа, - то, что Рафаэль разовьет в «Немой» (1507, Урбино, Национальная галерея Марке), смотрящей и на зрителя, и вместе с тем сквозь него, погруженной в свои размышления.

Наконец, в 1508-м Рафаэля зовут в Рим ко двору папы Юлия II и при содействии архитектора Браманте (после смерти которого как раз Рафаэля назначат главным архитектором собора Св. Петра), где он прославится в первую очередь росписями ватиканских станц. В Пушкинском же от позднего Рафаэля есть одна работа - «Экстаз Св. Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (ок. 1515, Болонья, Национальная пинакотека). Здесь не только поэтичность, но и музыкальность его живописи явлена почти буквально, через сюжет и, соответственно, слушающую небесную музыку главную героиню-мученицу.

Портреты и мадонны - из главных линий искусства Рафаэля, и как он искал линию гармонии и красоты для этих самых портретов, видно по двум рисункам с женскими профилями. В одном изображение более обобщенное, в другом - детальнее проработанное, но и там, и там важнее всего для художника абрис лица - одновременно скульптурно-точеный и очень плавный.

Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» открыта до 11 декабря.

Электронные билеты, которые позволяют пройти без очереди, еще в августе были раскуплены до октября. 20 сентября организаторы выставки перераспределили количество продаваемых билетов на сентябрь и выложили в онлайн-продажу дополнительную партию. В настоящее время все онлайн-билеты на сентябрь и октябрь полностью раскуплены, их можно приобрести только в кассах. О времени поступления в продажу онлайн-билетов на ноябрь сообщат дополнительно.

В связи со столь повышенным интересом к творчеству Рафаэля, на выставку запускают по сеансам: на свидание с великим мастером отведено 45 минут, но засмотревшихся на картины зрителей, конечно, никто выдворять не будет. Впрочем, этого времени достаточно, чтобы изучить в подробностях восемь живописных полотен, среди которых автопортрет 23-летнего художника из галереи Уффици, чета молодоженов Дони из флорентийского палаццо Питти и три произведения графики.

Небольшую экспозицию разместили в маленьком зале на втором этаже музея, где всегда выставляли самое дорогое: Караваджо в 2015, Тициана в 2013. Надо сказать, на фоне выкрашенных в темный цвет стен зала-сокровищницы полотна Рафаэля в золотых оправах смотрятся выигрышнее, чем на красном фоне галереи Уффици. На руку картинам играет их малое число: даже шедевры такого мастера, как Рафаэль, в Уффици теряются в компании работ Боттичелли, Да Винчи и других титанов Возрождения - ошарашенный богатой коллекцией зритель их попросту не замечает. К тому же на выставку привезли полотна не только из комплекса галерей Уффици, но и с родины Рафаэля - Урбино и из других итальянских городов.

Нет ничего удивительного в очереди на Рафаэля - не каждый же день в Москву привозят легендарного итальянца. Последний раз такое случалось в 2011 году, когда в Пушкинском выставляли "Даму с единорогом". До этого крупная выставка Рафаэля проводилась в Москве в 1984 году. А главная его картина "Сикстинская мадонна" гостила в России десять послевоенных лет, прежде чем была представлена публике, а после отправилась обратно в Дрезден.

Проведению выставки предшествовала продолжительная научная работа, а также дипломатические переговоры: между Пушкинским музеем и Уффици был подписан меморандум о сотрудничестве. Многие представленные в Москве полотна впервые покинули свою родину. Провожая их, сотрудники музеев запротоколировали каждую царапинку. После российской выставки полотна вернутся домой и не будут выезжать до 2020 года, на который запланированы торжества по случаю пятисотлетия смерти художника. Однако, в Москве можно будет увидеть другие полотна Рафаэля из Пинакотеки Ватикана на выставке в Третьяковской галерее с 24 ноября 2016 года.

Трепетное отношение к Рафаэлю у российского зрителя в крови: оно было воспитано писателями XIX века и передано по наследству будущим поколениям. Моду на Рафаэля завели романтики, начинавшие свой grand tour с Дрезденской галереи и "Сикстинской мадонны". Репродукция этой картины висела в кабинете Достоевского и Толстого.

Не смогли скинуть с пьедестала Рафаэля даже футуристы. Этому пиетету перед Рафаэлем в русской культуре кураторы выставки уделили особое внимание. В сопоставлении "идеального художника" всех времен и народов и самого дорогого в русской культуре - литературы - есть что-то символическое. Рафаэль творил в эпоху Высокого Возрождения, а Ренессансом русской культуры, ее вершиной, является XIX век. Рафаэль успел оставить великое наследие за 37 лет - российская литература стала мировой меньше чем за сто лет. 37 лет прожил и Пушкин, "наше все", которого Белинский сравнивал с Рафаэлем: "то же благородство, та же грация выражения", называя их "родней по натуре". Рафаэль является мерилом, отправной точкой для искусства, как Пушкин - для русской литературы.

Именно за пушкинскую "легкость" мы любим и Рафаэля, визуально выразившего идеалы гуманистов гармоничной эпохи Возрождения. В его портретах предстают люди своего времени, их шикарные костюмы отражают нравы и моду XVI века, а лица - чистая, вечная поэзия. Они не столько объективно красивы, сколько изящно и виртуозно написаны, одухотворены. Рафаэль одним из первых, объединив усилия предшественников, стал придавать значение душе героя и выводить на поверхность все потаенные устремления, отражая их в красках. И размещенные по сторонам от портретов стихи поэтов-современников Рафаэля, которые в переводе с итальянского выглядят довольно убого, лишний раз доказывают, что живопись выигрывает перед литературой: и время над ней не властно и в переводе она не нуждается.

Рафаэль покоряет сердца людей по всему миру, Россия не исключение. Он победил природу дважды: когда стал изображать людей лучше, чем они выглядят в жизни, и когда завоевал популярность посмертно, среди потомков. Ведь каждый хочет привнести в свою жизнь немного красоты и совершенства, превратить в поэзию нелестную прозу. А ради этого можно и встать пораньше, и в очереди постоять, и с работы отпроситься. И не такие жертвы приносились на алтарь красоты.

Кстати, аудиогид по выставке можно найти .

Экскурсия следует одному из маршрутов, предлагаемых самим музеем. Включено посещение комнат Рафаэля и Сикстинской Капеллы. Масса информации и рассказов о курьезах, связанных с оформлением музеев.

Продолжительность экскурсии

Всего в экскурсии 23 mp3-файла. Они звучат 75 минут; Ватиканские папы никогда не отличались особой скромностью, так что коридоры музеев длинные-предлинные. Так что будьте готовы потратить не менее трех часов.

Коротко про историю

Своим возникновением Ватиканские музеи обязаны Юлию II. Первым экспонатом музея стала статуя Лаокоона, обнаруженная в 1506 в виноградниках возле церкви Санта-Мариа-Маджоре в Риме. Сейчас в Ватиканском дворце хранится одна из богатейших коллекций предметов искусства в мире.

Ватиканские музеи официальный сайт

Официальный сайт музеев Ватикана – увы, на русском нет. Английский, немецкий, испанский, французский и, разумеется, итальянский.

Ватиканские музеи в фактах и цифрах

Дата основания: 1506
Основатель: папа Юлий II

Ватиканские музеи – седьмой по величине музей мира после парижских Лувра и центра Помпиду, лондонских Национальной галереи и Британского музея, музея Метрополитен в Нью-Йорке и вашингтонской Национальной галереи.

Как добраться до Ватикана

Метро до станции Cipro-Musei Vaticani
Автобус 23, 32, 34, 40, 46, 46b, 49, 62, 64, 81, 98, 280, 492, 870, 881, 916, 982, 990
Трамвай 19

Режим работы музеев

Пн–сб 9.00–18.00 (кассы до 16.00)
Вс ЗАКРЫТО (за исключением последнего воскресенья месяца, 9.00–14.00)

Сколько стоит посещение Ватиканских музеев

Дресс-код

Закрытые плечи, не допускаются короткие шорты и юбки.

Лайфхаки

Чтобы не стоять в очереди, приобретите билет онлайн.
По понедельникам очереди на вход в музеи обычно почти не бывает. В последнее воскресенье месяца, когда посещение бесплатно, приготовьтесь провести в ожидании много времени.

Официальный аудиогид по музеям

Конечно, имеется; на 10 языках, в т.ч. на русском. Включено описание более 400 музейных объектов.
Стоимость: 7 EUR
Наша оценка: 5.

С чего начать

Следуйте маршруту аудиогида. Если дверь справа в Сикстинской капелле в папские апартаменты открыта, обязательно полюбопытствуйте.

Что понравилось нам

В этот раз мы совершенно неоригинальны: нам понравилась и Сикстинская капелла, и станцы Рафаэля. Ничего не поделать: шедевр!

Наш аудиогид – это набор mp3-файлов. Мы постарались сделать его нескучным и информативным. На карте в буклете номерами отмечены точки, соответствующие каждому из файлов. Желаем вам приятной экскурсии!

Площадь Синьории - это политический центр Флоренции. Эту роль площадь выполняет, начиная со средних веков и до наших дней.
Изначальной планировкой города площадь Синьории (Piazza della Signoria) не предусматривалась. При римлянах на месте нынешнего зубчатостенного палаццо был театр, из руин которого хозяйственные потомки накроили изрядное количество башен.
Свое название площадь получила в честь Дворца Синьории (позднее - Палаццо Веккьо), спроектированного Арнольфо в 1298-99 годах. Большая часть здания была построена всего за три года к 1302 году. В этом здании заседало правительство Республики, потом совет Приоров. Сейчас во дворце размещается муниципалитет Флоренции.
Своеобразную форму площадь Синьории начала приобретать в 1268 году, когда партия гвельфов в очередной раз вернула себе власть над городом и решила сравнять с землей дома своих соперников из партии гибеллинов. Первыми подверглись уничтожению те самые пост-римские башни, принадлежавшие семействам Форабости и Уберти. Это было сделано, несмотря на то, что глава семейства незадолго до этого спас Флоренцию от разрушения, после того как его армия проиграла гибеллинам в 1260 году битву при Монтаперти. В конце концов, с лица земли было убрано 36 домов, в результате чего площадь и приобрела необычную L-образную форму.
Площадь Синьории – это редкостный музей скульптуры под открытым небом. На протяжении вот уже более 6 веков площадь, как и Палаццо Веккьо (здание администрации), является центром политической и культурной жизни Флоренции. На Площадь Синьории с 14 века, колокольным звоном флорентийцы созывались на «парламенто» - публичные собрания. Здесь же они шумно и весело отмечали победы и праздники.
Почти каждая из скульптур – это отдельная страничка в истории города. «Фонтан Нептуна» работы Амманнати, представляющий собой фигуру древнеримского повелителя морей в окружении прекрасных нимф, символизирующего морские победы Тосканы. Или, например конная статуя Великого герцога Козимо I, завоевавшего всю Тоскану, это работа маньериста Джамболоньи.
Лоджия Ланции просто усыпана знаменитыми статуями: бронзовый «Персей» с головой Медузы (копия Челлини), призванный служить устрашением для врагов Козимо, скульптурная композиция «Похищение собинянок» все того же Джамболоньи, высеченного им из одного треснувшего куска мрамора, и другие оригиналы и копии великих итальянцев, которые стоит увидеть.
Площадь Синьории окружает ряд зданий, построенных в XIV-XVI веках. Среди них нужно отметить Торговый суд (1359 год) и Палаццо Угуччони, фасад которого приписывается Рафаэлю. В соседнем здании находится коллекция Альберто-делла-Раджоне. В 21 зале дворца хранится около 250 работ современных итальянских художников. В 1970 году коллекция была передана в дар городу.
В процессе проведения на площади реставрационных работ в 1980 году были найдены фундаменты античных домов. Когда ученые археологи раскопали многочисленные культурные наслоения, то под остатками строений, относящихся к римскому периоду, удалось найти следы поселения каменного века. А это означает, что люди на берегах реки Арно селились задолго до римлян.
Удалось найти и несколько термальных бассейнов и даже мастерскую пошива одежды. Это открытие подтверждает, что ремесла играли важную роль в истории и экономике Флоренции задолго до экономического взрыва в 12-13 столетиях.
Но Флоренция это не только храмы и палаццо, это и река Арно, давшая жизнь великому городу. Давайте выйдем на самый знаменитый мост – Понте Веккьо.

Великие флорентийцы. Рафаэль Санти

Родился Рафаэль Санти в именитейшем итальянском городе Урбино в страстную пятницу 1483 года. Отец его - некий Джованни деи Санти, живописец не слишком выдающийся, но человек одаренный и способный направить детей по верному пути.
Когда мальчик подрос, отец стал упражнять его в живописи, обнаружив в нем большую склонность к этому искусству и прекраснейшее дарование. В 1500 году Рафаэль поступает на учебу в мастерскую Перуджино. Известны самые ранние юношеские три работы Санти: "Архангел Михаил, поражающий сатану", "Три грации", и "Сон рыцаря". Юному рыцарю на этой картине, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор - между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем.
К этому же периоду относится и картина «Проповедь Святого Иоанна Крестителя». Исследователи предполагают, что это единственное дошедшее до нас изображение из пределлы (нижней створки алтаря) церкви Мадонны Ансидеи в Перудже.
В 1504 году Рафаэль покинул стены мастерской и отправился во Флоренцию. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении художника. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.
Главная тема живописи флорентийского периода – «Мадонна с младенцем», которой посвящено не менее 10 работ. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: "Мадонна со щегленком" (ок. 1506-07, Уффици), "Мадонна в зелени" (1506, Музей истории искусств, Вена), "Прекрасная садовница" (1507, Лувр). Варьируя в них один и тот же мотив, изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом «композиционной пирамиды», излюбленной мастерами Возрождения.
Действительно, творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения.
Он умер в Риме, 6 апреля 1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.

Купить экскурсию за 199.5 р.

Добро пожаловать в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина! Приглашаем Вас посетить выставку "Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии".

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с 13 сентября по 11 декабря 2016 года. Москва, Волхонка, 12.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с галереями Уффици представляют первую в России выставку работ Рафаэля Санти - одного из величайших художников в истории мирового искусства.

Восемь живописных и три графические работы прибудут в Пушкинский из музеев Италии.

Список работ:


1. АВТОПОРТРЕТ. 1505
Дерево, масло


2. ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ (НЕМАЯ). Около 1507
Дерево, масло
Урбино, Национальная галерея Марке


3. ПОРТРЕТ АНЬОЛО ДОНИ. 1504-1507
Дерево, масло


4. ПОРТРЕТ МАДДАЛЕНЫ ДОНИ. 1504-1507
Дерево, масло
Флоренция, галереи Уффици, Палатинская галерея


5. ПОРТРЕТ ЭЛИЗАБЕТТЫ ГОНЗАГО. 1506?
Дерево, масло
Флоренция, галереи Уффици, Галерея статуй и картин


6. ЭКСТАЗ СВЯТОЙ ЦЕЦИЛИИ СО СВЯТЫМИ ПАВЛОМ, ИОАННОМ ЕВАНГЕЛИСТОМ, АВГУСТИНОМ И МАРИЕЙ МАГДАЛИНОЙ. Около 1515

Болонья, Национальная аинакотека


7. ГОЛОВА АНГЕЛА. 1501
Дерево, масло (переведена на холст)
Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго


8. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ (МАДОННА ГРАНДУКА). 1504-1508
Дерево, масло
Флоренция, галереи Уффици, Палатинская галерея


9. МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ (РИСУНОК К МАДОННЕ ГРАНДУКА)
Бумага, черный карандаш, перо, растушевка


10. ГОЛОВА ЖЕНЩИНЫ В ПРОФИЛЬ. Около 1507
Бумага, перо и чернила
Флоренция, галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр


11. ПОГРУДНОЕ ИЗООБРАЖЕНИЕ МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРОФИЛЬ. Около 1505
Бумага, черный мел, перо, тушь, свинцовые белила, следы металлического штифта.
Флоренция, галереи Уффици, Кабинет рисунков и гравюр


Еще при жизни Рафаэля современники наделили его эпитетом «божественный», а в написан-ной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле художника в римском Пантеоне начертаны слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего - Природа - боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним» .

Творчество Рафаэля как живописца, рисовальщика, архитектора и поэта воплотило высший идеал эпохи Возрождения. Синтезировав достижения своих предшественников, он во многом определил дальнейший путь развития западноевропейского искусства.

Рафаэлю удалось придать визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов, благодаря чему между поэтическим творчеством его современников и созданными им портретными образами существует глубокое внутреннее родство, что получило отражение в концепции выставки и ее названии - «Рафаэль. Поэзия образа» .

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с мобильным приложением izi.Travel выпустил серию аудиогидов по зданиям Музея. В приложении уже доступна экскурсия по выставке «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии».

Текст аудиогида читает Василий Расторгуев, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела искусства Старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.