Темпьетто Браманте: миниатюрный храмик, ставший шедевром. По европе без авто Шедевры живописи и скульптуры в церквях Рима

Пантеон – Храм всех Богов находится в Риме. Это уникальное здание имеет огромное историческое значение не только для Италии, но и для всего мира. История, описание, архитектура, адрес с отображением объекта на карте и время его работы, интересные факты, стоимость билета — вся эта информация в нашей статье. Мы расскажем: как добраться самостоятельно, какие правила необходимо соблюдать при посещении и где можно остановиться недалеко от храма.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Построен в период расцвета Древнеримской империи. До сих пор на фронтоне этого здания сохранилась надпись, свидетельствующая о первом основателе культового храма Марке Агриппе.

Архитектор Храма всех Богов

Поскольку строительство растянулось на многие века, в сооружении этого храма приняли участие многие, среди которых основатель этого культового сооружения Марк Агриппа, знаменитый архитектор римской эпохи Аполлор Дамасский, императоры Адриан и Септимия Север. Каждый из них внёс свою лепту в строительство и восстановление уникального здания римской эпохи.

Строительство храма

В результате исследований маркировки на кирпичах, из которых были выложены стены, было доказано, что строительство велось под руководством знаменитого архитектора той эпохи Аполлора Дамасского. За два века своего существования храм разрушали сильные пожары, часто возникавшие от ударов молнии. Поэтому в 126 году н.э. по распоряжению императора Адриана принялись восстанавливать Пантеон.

Невзирая на то, что храм был отстроен заново, император Адриан сохранил имя его основателя на фронтоне здания. Позже в 202 году н.э. во времена императора Септимия Севера здание реставрировали, обновив его за счет облицовочных и отделочных работ.

Из языческого храма в христианский

Является исключением среди традиционных греко-римских храмов, возведенных в форме четкого прямоугольника. Его центрическая форма напоминает итальянские жилища и места святилищ характерных для языческих храмов. Действительно, до начала VII в. Пантеон слыл языческим храмом, в котором римляне просили милости у Юпитера и Марса, покровительства у Венеры и Плутона, защиты у Нептуна, Сатурна и Меркурия. Все жертвоприношения многочисленным богам совершались на алтаре, установленном напротив отверстия в куполе. Чтобы задобрить богов животных предавали огню на алтаре. В 608 году после освящения папой Бонифацием IV языческий храм стал христианским.

Архитектура Пантеона

Конструкция состоит из гармоничного сочетания четких геометрических фигур: портика в форме параллелепипеда, купола в форме полусферы и цилиндра ротонды. Портик, украшенный двумя рядами высоких колонн, полностью занимает площадь перед Пантеоном, от чего создается иллюзия его массивности.

Великолепные колонны в то же время придают портику легкости и изящества, маскируя тяжеловесный и громоздкий цилиндр храма. Стены ротонды толщиной более 6 м прочно установлены на массивном фундаменте, глубина которого составляет 4,5 м, а толщина – 7,3 м.

Цилиндрическую стену поддерживают восемь опор, соединенных арками. Не случайно размеры диаметра и высоты ротонды совпадают. Древние зодчие, умышленно использовали такие расчёты, позволяющие мысленно вписать в пространство ротонды шар, половину которого займет купол. Мастера строительства тех времен стремились таким образом показать гармоничное сочетание круга и шара, символизирующие покой и вечность. Массивное здание, созданное из кольца глухих стен, венчает купол, который кажется вдавленным в эти стены.

Пантеон снаружи и внутри

Изначально храм возводился с такой целью, чтобы произвести впечатление именно при посещении внутренней его части. Поэтому внутреннее убранство отличается от наружного большим величием. Портик, ведущий в здание, украшен скульптурами, а высоко под куполом сохранились расположенные в пять рядов 140 кессонов. Также хорошо сохранилась внутри мраморная облицовка кирпичных стен ротонды и порфировый пол. Стены разделены на два яруса. В нижнем ярусе расположены 7 симметричных ниш.

Глубокие полукруглые и прямоугольные ниши в стенах позволяют облегчить конструкции и разнообразить геометрически замкнутое пространство. Колонны, пилястры и филенки привлекают взгляд к огромному куполу, который венчает стены ротонды и создает завершенный гармоничный образ храма. Однако нельзя сказать, что внешнему оформлению здания храма не было уделено должного внимания. Для изготовления 16 колонн исполинских размеров при входе использовали греческий мрамор и египетский гранит. Снаружи огромный купол покрывают позолоченные пластины, а двойные врата из бронзы, сохранившиеся с античной эпохи, и ведущие к вестибюлю прямоугольной формы, поражают своей высотой, достигающей 7 метров.

Купол

Храм богов отличается массивностью и круглой формой здания, именуемого ротондой и увенчанного сверху куполом. Если смотреть на купол снаружи, он покажется почти плоским, но внутри его огромные размеры впечатляют. Диаметр купола составляет 43,5 м, что соответствует ширине ротонды и чуть меньше высоты самого здания. Со времён строительства и вплоть до XIX в. он был самым огромным в Европе и занимал половину объёма всего здания. В зависимости от высоты купола использовали различный состав бетона. Нижние ярусы возводились с использованием твердой травертиновой крошки, а для возведения верхних ярусов купола использовали раствор из более легких материалов – измельченных пемзы и туфа.

Купол здания создан в форме идеальной полусферы, в центре которой находится отверстие, окаймленное бордюром выполненным из бронзы. В полдень сквозь отверстие диаметром 9 м в здание храма проникает самое большое количество солнечных лучей, образующих своеобразный световой столб. Купол, представляющий собой полусферу, сочетает в себе новаторство инженерной мысли древних мастеров и классическую архитектуру культовых сооружений. Резные углубления внутри бетонной поверхности купола играют роль декоративного украшения в виде 140 кессонов и одновременно значительно облегчают массу свода, вес которого достигает 5 тысяч тонн.

Для чего отверстие в куполе

Отверстие в центре купола, называемое оком, символизирует Солнце. Поскольку в стенах ротонды отсутствуют оконные проёмы, только благодаря этому огромному отверстию в здание проникает солнечный свет. Согласно распространенному преданию отверстие образовалось тогда, когда зазвучала церковная месса. Злые силы, проникшие в здание Пантеона, не выдержав звуков божественной литургии, разрушили верхнюю часть купола, чтобы навсегда покинуть священное место. При сжигании животных во время жертвоприношения через отверстие в куполе выходило большое количество едкого дыма. В это время римляне молились, взывая к божествам и надеясь, что божества смогут скорее их услышать и принять жертву.

В дождливую погоду, несмотря на огромные размеры «ока», в храм очень редко проникает вода. Однако, чтобы осадки не мешали прихожанам посещать храм и слушать мессу, в полу предусмотрительно оборудовали сливные отверстия для воды. Стоит отметить, что грамотные инженерные расчёты древних мастеров создали «око» таким образом, что капли дождя не пропускают постоянно движущиеся вверх потоки теплого воздуха.

С Пантеоном и его строительством связано много легенд и рассказов. С тех давних времен и поныне от римлян часто можно услышать о том, что купол храма сооружали на огромной куче мусора, насыпанного внутри строящегося здания. Чтобы быстрее избавиться от мусора после завершения строительства, по приказу императора в нём спрятали золото. Что касается «глаза Пантеона», учёные выдвинули предположение, что храм служил солнечными часами. Действительно, на протяжении года солнце по-разному освещает отдельные части храма, а в день основания Рима — 21 апреля небесное светило ярко освещает вход.

В те времена это явление было достаточно символичным, так как освещённый ослепительными солнечными лучами в храм первым входил император. Существует мнение, что идеальная форма купола натолкнула Николая Коперника на идею гелиоцентрического строения вселенной, благодаря чему учёному даже удалось точно просчитать и доказать, что центром вселенной является не Земля, а Солнце. Пантеон стал первым римским храмом, внутрь которого могли попасть не только жрецы, а все, желающие обратиться с молитвой к богам.

Кто похоронен в храме

Пантеон вызывал восхищение многих великих людей. Микеланджело считал этот храм творением самих ангелов. Рафаэль называл Пантеон местом, объединяющим небо с землей и богов с людьми, и мечтал быть похороненным здесь.

Храм всех богов стал местом, где покоятся тела многих знаменитых людей, среди которых первым похоронили мастера живописи Рафаэля, а позже известных архитектора Бальдассаре Перуцци, музыканта Арканджело Корелли, скульптора Фламинио Вакку. Является усыпальницей и для коронованных особ: королевы Маргариты, а также королей Умберто I и Виктора Эммануила II.

Где находится и как до него добраться

Легко добраться на метро, направляясь до станции «Барберини», а также на трамвае №8 и на многих городских автобусах.

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186

Храм, построенный в эпоху Римской империи, принимает посетителей ежедневно с 8.30 до 19.30. Только в воскресенье работает с 9.00. до 18.00. В праздничные дни принимает туристов с 9.00 до 13.00. и не работает в праздник Пасхи, а также 1 января, и 25 декабря. Посещение этой уникальной достопримечательности можно совместить с посещением других не менее значимых мест: Колизея, Собора Святого Петра, Римского Форума и музеев Ватикана. Невзирая на ежедневную работу, в храм попасть непросто из-за большого наплыва желающих посетить это легендарное место. Даже в зимнее время, когда спадает наплыв туристов, к храму выстраивается очередь. Поэтому лучше приходить к открытию с утра или поселиться в ближайшем к Пантеону отеле.

Правила посещения

Отправляясь осматривать достопримечательность, стоит соблюдать определённые правила:

  • Откажитесь от запасов еды и напитков
  • Даже в сильную жару не принято входить в здание храма с открытыми плечами и коленями
  • Запрещается пользоваться мобильными телефонами

Если соблюдать эти несложные правила, можно смело отправляться осматривать этот уникальный храм. Благо, никто не запрещает здесь фотографировать и делать видеосъемку. К тому же, за вход платить не надо.

Где остановиться – отель Pantheon

Мы рекомендуем рассмотреть именно этот отель, так как он расположен всего в 50м от храма всех богов. Кроме того, от него удобно добираться до других достопримечательностей, например, всего за пару минут можно дойти пешком до знаменитого фонтана Треви. Сам отель заслуживает отдельного внимания. Здание было построено в XVII веке. Его безупречный интерьер сразу погружает в приятную атмосферу. Здесь с элегантностью подобрана каждая деталь. В номерах есть всё необходимое для комфортного проживания.

Предусмотрено несколько категорий номеров:

  • трёхместный номер
  • бюджетный одноместный номер
  • двухместный номер с 1 кроватью или 2 отдельными кроватями
  • четырехместный номер

Разрешено проживание с домашними животными, при этом дополнительная плата за это не взимается. Поблизости есть магазины известных брендов, кафе и рестораны.

Augusta Lucilla Palace

В 50 метрах от великолепного римского Пантеона

Забронировано сегодня 5 раз

ЗАДАНИЕ № 84

Решите кроссворд "Вспомним историю Древнего Рима".

По горизонтали: 2. Поэт, автор поэмы "Энеида". 4. Ученый, утверждавший, что люди должны проявлять стойкость во всех бедствиях; покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона. 6. Крупнейший амфитеатр, вмещавший около 50 тысяч зрителей. 7. Храм в Риме, увенчанный куполом, похожим на половину шара. 8. Полководец, прославившийся завоеванием Галлии; установил единоличную власть в Риме. 9. Поэт, назвавший свои стихи памятником, неподвластным времени. 12. Звание, носитель которого обладал неограниченной властью и не был обязан давать отчет кому бы то ни было в своих действиях. 14. Последняя царица Египта. 18. Земледельцы, бравшие за плату земли для обработки. 20. Германское племя, захватившее Рим в 410 году. 21. Римский полководец, разгромленный германцами, полностью уничтожившими три легиона. 23. Речка, перейдя которую Цезарь произнёс: "Жребий брошен!" 24. Правитель Рима, добившийся окончания гражданских войн. 25. Неверный друг Цезаря, один из его убийц. 26. По словам римлян, "лучший из императоров", прекративший казни по ложным доносам. 29. Последний император Западной Римской империи. 30. Страна на Балканском полуострове, родина Спартака. 31. Римский историк, осудивший в своих книгах жестокости Нерона и других императоров. 32. Братья, происходившие из знатного плебейского рода; выступили в защиту земледельцев Италии.

По вертикали: 1. Обладавший большим влиянием на римлян совет, на заседании которого был убит Цезарь. 2. Гора, на вершине которой был первый лагерь спартаковцев. 3. Слово, которым называют властителей Рима, единолично правивших государством после падения республики. 4. Вождь восставших рабов, уроженец Фракии. 5. Главный герой поэмы Вергилия. 8. Сооружение для конных состязаний. 9. Римская провинция, завоеванная Цезарем. 10. Смесь камешков и песка с раствором извести, использовалась при строительстве. 11. Римский полководец, погибший на войне с Парфянским царством. 13. Римские бани. 14. Император, разрешивший христианам строить храмы и открыто молиться. 15. Римский полководец, потерпевший поражение в битве при мысе Акций. 16. Полководец, главный противник Цезаря в борьбе за власть. 17. Германское племя, захватившее Рим в середине 5-го века и подвергшее его страшному опустошению. 18. Город, где началось восстание Спартака. 19. Форма парадных ворот, возведенных в честь военной победы римлян. 21. Слово, которым греки и римляне называли народности, чей язык они не понимали. 22. Почетное прозвище Октавиана, данное ему сенатом после окончания гражданских войн. 25. Пролив, на европейском берегу которого был построен Константинополь. 27. Вождь готов, захвативших Рим в 410 году. 28. Мыс близ западных берегов Балканского полуострова, около которого произошла морская битва между Антонием и Октавианом.

Если Вы едете в Рим, Вы наверняка готовитесь к встрече с древней историей и с прекрасным искусством. Ведь в Риме перед изумленными путешественниками оживает история становления всей европейской цивилизации. Причем многочисленные архитектурные, скульптурные и художественные шедевры совсем не обязательно «прячутся» в или дворцах. Произведения искусства и можно найти почти в любой части города, практически в любом его переулке! А особыми «хранителями» культурных и исторических сокровищ Вечного города являются соборы и церкви Рима. В них можно найти все – и богатейшую историю, и выразительную архитектуру, и уникальные живописные полотна и скульптурные шедевры, и, конечно, бесценные христианские реликвии. Предлагаем вместе с нами заглянуть в наиболее известные и интересные базилики и церкви Рима и узнать, какие богатства они хранят.

Главные соборы Рима

Католическая церковь выделяет среди множества римских церквей несколько наиболее значимых. Это так называемые «папские базилики» (Basilica Papale), которые имеют особый статус в католическом мире и подчиняются непосредственно Папе Римскому. Официально они являются частью Ватикана, где бы ни располагались территориально. Давайте «заглянем» в некоторые из них – наиболее известные и интересные для туристов.

Собор святого Петра (Basilica di San Pietro)

Собор святого Петра в Ватикане – крупнейший христианский собор в Риме и один из крупнейших во всём мире. Но славен он не только своими грандиозными размерами. Архитектурная гармония и роскошь убранства храма поражают воображение. И это неудивительно, ведь над строительством и украшением собора работали такие мастера как Микеланджело (автор знаменитого купола собора), Бернини (создатель удивительной колоннады на площади), Рафаэль, Браманте и множество других выдающихся архитекторов, скульпторов и живописцев.

Собор святого Петра – это сердце Ватикана. А сердцем самого собора является гробница святого апостола Петра. Именно над ней расположен главный алтарь базилики, именно из-за нее и ради нее еще в IV веке на этом месте был выстроен храм. Кроме того, в соборе святого Петра хранится множество других реликвий и, конечно, уникальных произведений искусства.

Собор святого Петра настолько велик, что по преданию, в нем как-то «потерялось» целое войско солдат – говорят, опоздавший на службу командир их просто не заметил. Что же говорить о туристах, которым так непросто разобраться во всем многообразии интересных артефактов собора! Для того, чтобы не «потеряться» в культурном и историческом богатстве этого храма, изучайте его с нашим аудиогидом! Мы создали увлекательную аудиоэкскурсию « », чтобы собор святого Петра раскрылся для Вас, приоткрыл некоторые свои тайны, истории и легенды. Скачайте путеводитель Travelry с аудиогидом, чтобы не пропустить самые яркие шедевры и самые важные реликвии собора святого Петра.

Режим работы собора святого Петра: с 1 октября по 31 марта – 7.00-18.30 (закрыта 1 и 6 января); с 1 апреля по 30 сентября – 7.00-19.00.

Читайте также:

Базилика Сан Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano)

Базилика Сан Джованни ин Латерано, или Латеранская базилика святого Иоанна – один из первых христианских храмов Вечного города. Этот величественный собор был заложен ещё в IV веке, при императоре Константине Великом. Также его называют «архибазиликой», то есть главной базиликой. Да-да, именно этот собор Рима по своему официальному статусу является главным в католическом мире, даже более важным, чем собор святого Петра в Ватикане! Ведь именно здесь, в Латерано, когда-то находилась резиденция римских пап. И вплоть до 1870 года в этом кафедральном соборе происходило возведение в папский сан.

Интерьер этой грандиозной базилики впечатляет своим величием и торжественностью. Внимательный путешественник найдет в нем много интересного, особенно если с ним . Мозаичный пол, прекрасные статуи апостолов, мозаика XIII века за центральным алтарем, орган XVI века, великолепные реликварии…. В храме хранятся важные святыни – главы святых апостолов Петра и Павла, а также часть стола, за которым Христос с апостолами вкушали Трапезу на Тайной вечере.

Адрес: Piazza di S. Giovanni in Laterano, 4
Режим работы: 7.00 – 18.30 (без обеда).

Узнайте о Латеранской базилике много интересных фактов и историй с аудиоэкскурсией « », которая доступна в нашем путеводителе по Риму для iPhone.

Базилика Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore)

Существует красивое предание о строительстве базилики Санта Мария Маджоре. В этом фрагменте нашей идет речь как раз о нем:

Построенная еще в IV веке, Санта Мария Маджоре – не только одна из древнейших, но и четвертая по величине церковь Рима. Однако, несмотря на свое величие, собор хранит в себе очень трогательные реликвии. Среди них – фрагменты деревянных яслей, в которых, по преданию, лежал младенец Иисус. Другой святыней храма является древний чудотворный образ Богородицы. Считается, что он написан еще святым евангелистом Лукой. Икону называют «Спасение римского народа», что связано с одним из многочисленных чудес – спасением Рима от эпидемии чумы, которое произошло в VI веке по молитвам к Богородице.

Особого внимания в соборе заслуживают старинные мозаики V века, роскошное оформление боковых капелл (особенно капеллы Боргезе), старинный мозаичный пол, величественный кессонный потолок XV века и много других удивительных и прекрасных деталей, из которых складывается величественный облик храма.

Над собором возвышается 75-метровая колокольня в романском стиле, которая считается самой высокой в Риме.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42
Режим работы: 7.00 – 18.45 (без обеда).

Если Вы собираетесь посетить церковь Санта Мария Маджоре и путешествуете по Риму с iPhone, рекомендуем скачать аудиоэкскурсию « », в которой этому собору посвящен подробный и интересный рассказ.

Базилика св. Павла «За стенами» (San Paolo fuori le mura)

Одна из главных папских базилик Рима. Базилика основана еще при императоре Константине в IV веке на месте упокоения святого апостола Павла. Именно эта важнейшая христианская реликвия по сей день привлекает сюда множество паломников. Во внутреннем дворике храма (созданном еще в XIII веке) хранится и множество других святынь. А роскошный интерьер базилики впечатляет обилием прекрасных произведений искусства.

Адрес : Piazzale di San Paolo, 1
Режим работы: 7.00-18.30.

Секреты древности: старинные фрески, византийские мозаики и античные артефакты

Церковь Санта Мария ин Трастевере (Basilica di Santa Maria in Trastevere)

Одна из старейших римских церквей, построена еще в III веке, еще до официального принятия христианства! Эта церковь считается первым официальным христианским храмом Рима. Свой барочный фасад базилика приобрела уже в начале XVII века. Однако, несмотря на ряд перестроек, в церкви хорошо сохранились элементы средневекового убранства. В частности, прекрасные мозаики XII века, украшающие фасад церкви, а также фрески Пьетро Каваллини внутри.

Адрес: Piazza di Santa Maria in Trastevere
Режим работы: 7.30 – 21.00, в августе 8.00-12.00 и 16.00-21.00.

Церковь Сан Клементе (Basilica di San Clemente )

Церковь Сан-Клементе также является одной из древнейших в Риме. Осматривая эту церковь, можно изучать различные эпохи, погружаясь вглубь веков. Дело в том, что под основным зданием XI-XII века (которое само по себе заслуживает внимания) сохранилась более древняя церковь, построенная еще в 385 году. А еще ниже, под раннехристианской базиликой, можно увидеть кусочек античности! На самом нижнем уровне сохранились руины языческого храма, датируемого III веком, и руины античного города I века – то, что осталось после великого пожара 64 года, приписываемого Нерону. Там же до сих течет подземная река – часть древнеримского акведука.

Чтобы спустить на нижние уровни, необходимо приобрести билет.
Адрес: Via Labicana, 95
Режим работы: будние дни 9.00-12.30 и 15.00-18.00; воскресные и праздничные дни 12.00 – 18.00.

Церковь святой Пуденцианы (Chiesa di S anta Pudenziana al Viminale)

Среди старейших церквей Рима также выделяется церковь святой Пуденцианы. Она построена на месте, где когда-то стоял дом римского сенатора Пуда, отца святой Пуденцианы. Остатки древнего дома I века, принадлежавшего Пуду (Palazzo di San Pudente), находятся под церковью. Именно в этом доме собиралась первая христианская община Рима. Сенатор Пуд принимал в своем доме апостолов Петра и Павла, а также и других верующих. Древнее предание называет его «другом апостолов». Впоследствии сам Пуд был причислен к лику 70 святых апостолов. А церковь посвящена одной из его дочерей – святой Пуденциане.

Во втором веке на месте дома Пуда соорудили термы. А в конце IV века, после принятия христианства, здесь появилась одна из первых римских церквей. Церковь неоднократно перестраивалась в течение веков. В церкви примечательна древняя мозаика над главным престолом в полукуполе – она датируется концом IV – началом V века и считается одной из древнейших в Риме. Кроме того, обращают на себя внимание старинные картины и фрески.

Сейчас церковь Санта Пуденциана является национальной церковью филиппинской общины в Риме.

Адрес: Via Urbana, 160
Режим работы: 8.30 – 12.00 и 15.00 – 18.00 (перерыв с 12 до 15.00)

Церковь святой Пракседы (Santa Prassede all’Esquilino)

Церковь построена в IX веке папой Пасхалием и посвящена сестре Пуденцианы, другой дочери Пуда святой Пракседе. По преданию, вместе со своей сестрой Пуденцианой святая Пракседа укрывала в своем доме гонимых христиан (они жили во времена жестоких гонений, в I веке), заботилась о них, хоронила мучеников. В подземной крипте церкви покоятся мощи святых сестер.

В этом храме нельзя пройти мимо удивительной капеллы святого Зенона. Она украшена удивительной красочной мозаикой, созданной византийскими мастерами, которые укрывались в Риме от иконоборческих гонений.

В правой части капеллы Зенона хранится великая христианская реликвия – «Colonna della Flagellazione», верхняя часть того столба, к которому был привязан Иисус Христос во время бичевания. Эта реликвия была привезена в 1223 году из Константинополя. Две другие части того же столба находятся в Иерусалиме и в Константинополе.

Адрес: Via di Santa Prassede, 9/a
Режим работы: будние дни 7.30 – 12.00 и 16.00 – 18.30, выходные 8.00 – 12.00 и 16.00 – 18.30.
http://www.romaspqr.it/

Мы посещаем все три упомянутые выше церкви – Сан Клементе, Санта Пракседа и Санта Пуденциана – в аудиоэкскурсии « » с путеводителем для iPhone Travelry. В ней мы вспоминаем и об удивительной истории, и о святынях этих мест, и об их культурных сокровищах.

Церковь Санта Чечилия в Трастевере (Chiesa di Santa Cecilia in Trastevere )

Церковь, посвященная святой Цецилии, покровительнице музыки, существует с V века и по преданию возведена на месте дома, в котором жила святая. Нельзя обойти вниманием и пройти мимо удивительной по своей красоте и нежности скульптуре работы Стефано Мадерно, изображающей святую Цецилию такой, какой, по преданию, ее обнаружили при обретении мощей.

Церковь также украшают старинные мозаики IX века, фрески Пьетро Каваллини, готический балдахин XIII века. А в крипте базилики (подземной части) можно увидеть кусочек древности – там сохранились остатки античных сооружений. Кроме того, под алтарем находится саргофаг с мощами святой Цецилии.

Адрес: Piazza di Santa Cecilia, 22
Режим работы: 10.00-13.00 и 16.00-19.00.

Посещение базилики бесплатное, вход в подземную крипту – € 2,50. Осмотреть средневековые фрески Пьетро Каваллини можно с 10.00 до 12.30 (€ 2,50).

Читайте также:

Шедевры живописи и скульптуры в церквях Рима

Церковь Санта-Мария делла Виктория (Santa Maria della Vittoria)

Церковь Санта Мария делла Виктория, построенная в XVII веке, хранит в себе знаменитые шедевры искусства барокко. Один из них – скульптурная композиция работы Бернини «Экстаз святой Терезы ». Глядя на эту удивительную скульптуру, невольно вспоминаешь слова самого Бернини: «Я победил мрамор и сделал его гибким, как воск, и этим самым смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Звучит смело, но… посмотрите на работы этого скульптора и решите сами, насколько верно это утверждение.

Также в интерьере церкви примечательна капелла Корнаро – ее оформление отличается нарочитой театрализованностью, характерной для стиля барокко.

Адрес: Via XX Settembre, 17
Режим работы: 8.30-12.00 и 15.30-18.00

Базилика Санта Мария дель Пополо (Santa Maria del Popolo )

Базилика Санта Мария дель Пополо в ее нынешнем виде является образцом римского ренессанса и скромно хранит в себе множество культурных сокровищ. Среди них – полотна Караваджо с сюжетами из жизни святых апостолов: “Обращение апостола Павла” и “Распятие Святого Петра”. Они находятся в капелле Черази.

Также в церкви можно увидеть скульптуры мастера барокко Бернини , росписи по эскизам Рафаэля , фрески Пинтуриккьо , работы Себастьяно дель Пьомбо и других известных художников.

Адрес: Piazza del Popolo, 12
Режим работы: во все дни кроме пятницы и субботы 7.30 – 12.30, 16.00 – 19.00, пт. и сб. 7.30 – 19.00 (без обеда).

Мы посещаем церковь Санта Мария дель Пополо в аудиоэкскурсии « ». Изучая город с аудиогидом, Вы не пропустите самые интересные места и узнаете о нем самые интересные истории.

Церковь Сан Луиджи деи Франчези (Chiesa di San Luigi dei Francesi )

В церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо . Целых три выдающиеся работы этого мастера светы и тени находятся в капелле Контарелли, в левом нефе: «Призвание апостола Матфея», «Святой Матфей и ангел», «Мученичество святого Матфея». Кроме того, стоит уделить внимание фрескам Доменикино .

Церковь Сан Луиджи деи Франчези входит в маршрут аудиоэкскурсии « » с путеводителем для iPhone Travelry. В ней мы поговорим и об удивительных полотнах живописца, и об истории и особенностях церкви, и о многих других интересных местах центра Рима.

Адрес : Piazza di San Luigi dei Francesi, 5
Режим работы: 10.00-12.30, после перерыва 15.00-19.00, по четвергам закрывается после обеда.

Церковь Сан Пьетро ин Винколи (San Pietro in Vincoli)

Церковь Сан Пьетро ин Винколи, или «святого Петра в веригах» была построена в V веке специально для хранения важной святыни – оков апостола Петра. Железные цепи, которыми был скован святой Петр, когда содержался под стражей за проповедь о Христе, хранятся в специальном ковчеге под главным алтарем.

А в XVI столетии здесь появился шедевр работы знаменитого мастера эпохи Возрождения Микеланджело скульптура Моисея . Ради нее в эту церковь устремляются многие почитатели искусства. Скульптор задумал грандиозную композицию, правда, воплотить ее полностью ему не удалось, так как Микеланджело «отвлекался» на работу над собором святого Петра в Ватикане. Проект доделывали уже ученики мастера, но даже одна могучая скульптура Моисея, созданная его руками, достойна внимания. Кроме того, в церкви интересны фрески мастеров XVII и XVIII веков.

Храм расположен немного в стороне от известных туристических троп, а потому не всем самостоятельным туристам удается найти его. Но для того и создан, чтобы помочь путешественникам быстро сориентироваться в городе и найти интересующие их места, а также узнать о них много интересного (в настоящее время приложение доступно только для iPhone).

Подробнее об истории и сокровищах этой церкви, а также о знаменитом творении Микеланджело мы рассказываем в аудиоэкскурсии «».

Адрес : Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a
Режим работы: с апреля по сентябрь 8.00-12.30, 15.00-19.00; с октября по март 8.00-12.30, 15.00-18.00.

Базилика Санта-Мария Сопра Минерва (Santa Maria Sopra Minerva)


Jean-Christophe BENOIST , Wikimedia Commons

Базилика Санта-Мария Сопра Минерва, построенная в XIII веке, считается единственным готическим храмом Рима. В базилике вы можете увидеть фрески Филиппо Липпи и скульптуру Христа работы Микеланджело (1521 г.)

Адрес: Piazza della Minerva, 42
Режим работы: 07.10-19.00, вс. 08.00-12.00 и 14:00-19.00

Церковь Санта Мария сопра Минерва мы посещаем в экскурсии « » с аудиогидом Travelry.

Церкви Рима с интересной архитектурой

Пантеон (Pantheon ), церковь Санта-Мария «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres , Santa Maria della Rotonda )

Великолепный Пантеон является не только уникальным архитектурным и инженерным памятником античности, но и христианской церковью. Когда-то, еще в еще в 27 году до н.э., здесь было построено языческое святилище. Свой знаменитый архитектурный облик храм приобрел после перестройки во II веке. Именно тогда появился удивительный купол с отверстием («око Пантеона») и круглое здание – ротонда. До сих пор это грандиозное сооружение считают чудом инженерной мысли и шедевром античной архитектуры.

А в 609 году языческий «храм всех богов» превратился в церковь Божией Матери «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres). Вероятно, благодаря этому он и уцелел до наших дней почти в неизмененном виде. Почему «У мучеников»? Название связано с тем, что из римских катакомб сюда были перевезены 28 телег с мощами святых мучеников. А в более поздние века Пантеон стал усыпальницей известных людей, среди которых – Рафаэль, первый король Объединенной Италии Витторио Эммануэле II и его сын Умберто I. Второе название церкви – Santa Maria della Rotonda – связано с круглой формой здания.

Адрес: Piazza della Rotonda

Режим работы: пн.-сб. 08.30-19.30, вс. 09.00-18.00.

Туристические посещения не разрешены во время церковных служб (в воскресные и праздничные дни в 10.30, по субботам в 17.00)

Об удивительной истории и уникальных особенностях древнего Пантеона – слушайте в аудиоэкскурсии “ “.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)

Церковь святого Иво является одним из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини. Динамичная архитектура с причудливыми изгибами создает впечатление движения, стремительного порыва, в котором будто на мгновение застыло здание. Обращает на себя внимание и удивительный изящный купол.

Церковь расположена на Corso del Rinasсimento, но практически не видна с улицы. Для того, чтобы ее увидеть, необходимо зайти во двор.

Адрес : Corso del Rinascimento, 40 (вход с улицы Corso del Rinasс imento)

Посетить церковь можно только по воскресеньям с 9.00 до 12.00. С июля по август она закрыта даже в воскресенье.

Церковь Сант’Иво алла Сапиенца входит в маршрут нашей аудиоэкскурсии « », которая доступна в мобильном путеводителе Travelry.

Церковь дель Джезу (Chiesa del Gesù)


Церковь ордена иезуитов, называемая дель Джезу, являет собой блестящий образец маньеризма и пышного римского барокко. Нарядная церковь с роскошным убранством построена в XVI веке архитекторами Виньола и делла Порта. Любопытно, что проект, предложенный для этого здания Микеланджело, был отклонен кардиналом. Архитектура Иль Джезу стала канонической для иезуитских храмов по всему миру. По её образцу строятся костёлы так называемого «Общества Иисуса» в Польше, Литве, Португалии, Латинской Америке. В храме похоронен основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола.

Адрес: Piazza del Gesù

Режим работы: 7.00-12.30 / 16.00-19.45

Церковь Сан Карло «У четырех фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane)

Удивительная церковь Сан-Карло, или Сан-Карлино, находится рядом с перекрестком Четырех фонтанов. Не всякий турист добирается до этого места, и многое теряет! Ведь это один из главных шедевров архитектора Борромини. Динамичные формы фасада, удивительная игра света и тени, волнообразные изгибы и другие архитектурные особенности делают это строение выдающимся образцом стиля барокко. Причем в исполнении талантливого и несчастного архитектора Франческо Борромини этот стиль совершенно уникален и самобытен. Недаром многие иностранные архитекторы, ошеломленные работой Борромини, пытались заполучить эскизы и копии плана здания.

Адрес : Piazza Navona – Via S.Maria dell’Anima, 30/A – 00186 ROMA

Режим работы: будние дни 9.30-12.30, после перерыва 15.30-19.00, выходные и праздники 9.00-13.00, после перерыва 16.00-20.00, в воскресенье закрыто.

Церкви-близнецы Санта Мария ди Монтесано и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria di Montesano e Santa Maria dei Miracoli)

С южной стороны площади, напротив арки Порта-дель-Пополо выделяются два храма-близнеца: Santa Maria dei Miracoli и Santa Maria in Montesanto, построенные по проекту архитектора К. Райнальди в XVII веке. Здания расположены зеркально и являются важной частью общего архитектурного ансамбля площади. Они невероятно похожи, однако, если посмотреть на них очень внимательно (а особенно если увидеть их в плане), то можно заметить, что Санта-Мария-деи-Мираколи круглая, а Санта-Мария-ин-Монтесанто – овальная. Это связано с тем, что архитектору нужно было как-то уместить здание в комплекс уже существовавших строений.

Адрес: Piazza del Popolo

Церкви-близнецы мы увидим в самом начале аудиоэкскурсии « ».

Римские реликвии, почитаемые православными

Сегодня Рим известен как столица католического мира. Но этот город гораздо старше, чем сама Католическая церковь, и его значение для всего христианского мира гораздо больше и важнее, чем может показаться. Ведь еще задолго до того, как произошло разделение церквей на Католическую и Православную (а произошло это трагическое событие в 1054 году) Рим являлся древней колыбелью всего христианства. Именно в Риме проповедовали святые апостолы Петр и Павел, именно в нем они страдали и приняли мученическую смерть. Во времена гонений Рим явил миру бесчисленное количество христианских мучеников. А позже, после легализации христианства при императоре Константине Великом, именно здесь стали вырастать великолепные христианские церкви и базилики, ставшие образцами для более поздних сооружений. Неудивительно, что сегодня в Риме хранится великое множество общехристианских реликвий, которые почитаются как католиками, так и православными.

Святыни из Иерусалима

Многие святыни попали в Рим благодаря активной деятельности святой царицы Елены, матери императора Константина. Уже в очень преклонном возрасте Елена предприняла долгое и трудное путешествие на Святую Землю, в Иерусалим, чтобы обрести святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. В те времена это было невероятно трудной задачей, ведь Иерусалим был полностью разрушен в I веке. Тем не менее, Елена смогла найти и привезла в Рим немало важных реликвий.

Среди них – святыни, связанные с крестными страданиями Иисуса Христа . Это часть Креста, на котором был распят Спаситель, шип от тернового венца, гвоздь, который использовался при казни, табличка с надписанием вины, крепившаяся на Кресте. Специально для хранения этих святынь, привезенных царицей Еленой, была построена базилика «Святого Креста в Иерусалиме» (Santa Croce in Gerusalemme). Кроме того, в соборе хранится палец святого апостола Фомы, крест «благоразумного разбойника», а также полноразмерная копия Туринской плащаницы.

Из Иерусалима в Рим была также лестница, находившаяся когда-то во дворце Понтия Пилата. По ней несколько раз поднимался и спускался Иисус Христос, осужденный Пилатом на казнь. Святая Лестница (Scala Santa) – так называют ее в Риме. По этим ступеням разрешено подниматься только на коленях. Реликвия хранится в специальном здании рядом с Латеранской базиликой Сан Джованни, о которой мы упоминали выше. Там же находился капелла «Святая святых» (Sancta Sanctorum), получившая свое название из-за множества находившихся в ней реликвий.

Мощи самой царицы Елены покоятся в базилике Санта Мария ин Аракоэли на Капитолийском холме. Ее мы посещаем с Кстати, эта базилика интересна и сама по себе – суровый внешний облик перенесет Вас в Средние века, а внутреннее убранство поразит богатством и красотой.

В церкви Санта Прасседе также хранится так называемая «Колонна бичевания » – часть столба, к которому был привязан Христос во время бичевания.

А в базилике Сан Джованни ин Латерано, высоко под потолком можно увидеть столешницу, на которой совершалась легендарная «Тайная Вечеря».

Большинство святынь, привезенных в Рим из Иерусалима, мы увидим в экскурсии “ ” с аудиогидом Travelry. В этой аудиоэкскурсии мы посетим уникальные старинные церкви Рима и узнаем о них много интересного.

Рим – город апостолов

Столица великой античной империи в свое время являлась центром европейской цивилизации, а потому сюда стекались и христианские проповедники. Многие из них встретили в Риме свою смерть и до сих пор покоятся в Вечном городе. Гробница святого апостола Петра (которого католики считают первым Папой) находится в соборе святого Петра в . А над могилой апостола Павла была выстроена большая базилика святого Павла «За городскими стенами», о которой мы также говорили выше.

Главы апостолов Петра и Павла хранятся отдельно, в специальном реликварии в церкви святого Иоанна (Сан Джованни) в Латерано. Об этой церкви мы много и интересно рассказываем в экскурсии с аудиогидом “ “.

Римские мученики и раннехристианские святые


Древняя фреска в базилике Сан Клементе (житие св. Алексия, Человека Божия)

Христианских паломников в Риме привлекают и церкви, в которых почивают мощи раннехристианских мучеников и святых. Их в Вечном городе великое множество. В частности, в Риме покоятся:

Великомученик Георгий Победоносец (церковь св. Георгия в Веларбо – San Giorgio in Velarbo)

Св. Алексий Человек Божий и святой Вонифатий (церковь свв. Вонифатия и Алексия на Авентинском холме – SS. Bonifacio e Alessio)

Св. Косма и Дамиан (под главным престолом церкви Космы и Дамиана на улице Fori Imperiali – Chiesa di Santi Cosma e Damiano). Эта церковь входит в маршрут аудиоэкскурсии “ “.

Святой Кирилл , один из создателей славянской азбуки и просветитель славян (базилика Сан Клементе – Basilica di San Clemente, которую мы посещаем в экскурсии “ “)

Священномученик Климент (базилика Сан Клементе – )

Св. Евстафий Плакида (церковь Сант’Эвстакио недалеко от Пантеона – Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio). Об этой церкви, а также о святом Евстафии мы рассказываем в аудиоэкскурсии “ “.

Св. мученики архидиаконы Стефан и Лаврентий (церковь св. Лаврентия «За стенами» – Basilica di S. Lorenzo fuori le mura)

Св. Киприан и Иустина (Латеранский Баптистерий – Battistero Lateranese, который входит в аудиоэкскурсию “ “)

Св. мученики Хрисанф и Дария , покровители супружества (церковь Двенадцати апостолов – Basilica dei SS. XII Apostoli, входит в бесплатную аудиоэкскурсию “ “)

Св. Евгения и ее мать Клавдия ( – Basilica dei SS. XII Apostoli)

Святая мученица Агния (глава святой хранится в церкви Sant’Agnese in Agone на площади Навона, а тело – в церкви св. Агнии «За стенами», Chiesa di S. Agnese fuori le mura). О церкви св. Агнии на площади Навона и о жизни самой святой мы рассказываем в экскурсии “ ” с аудиогидом.

Святая Цецилия Римская , покровительница музыки (церковь Санта Чечилия в Трастевере – Santa Cecilia in Trastevere)

Святая Анастасия Сирмийская (церковь Santa Anastasia al Palatino)

Святой Хрисогон (церковь св. Хрисогона в Трастевере – Basilica di San Crisogono)

Св. Пракседа, Пуденциана и множество мучеников (церковь св. Пракседы – Santa Prassede, которую мы посещаем в экскурсии с аудиогидом “ “)

Св. Анна (в реликварии, находящемся во внутреннем дворике – Chiostro – собора св. Павла «За стенами», San Paolo fuori le mura).

Чудотворные иконы в Риме

Несмотря на то, что иконописная традиция получила свое развитие преимущественно в восточной, православной церкви, в Вечном городе можно увидеть несколько удивительных древних икон. Некоторые из них, по преданию, были написаны еще святым евангелистом Лукой.

Одной из наиболее известных и почитаемых икон в Риме является икона Богородицы, которую здесь называют «Спасение римского народа». По преданию, образ написан святым евангелистом Лукой. Хранится он в базилике Санта Мария Маджоре (Santa Maria Maggiore) .


Чудотворный образ «Спасение римского народа»

Об удивительной истории этой иконы и связанных с ней чудесах, а также о других реликвиях и сокровищах церкви Санта Мария Маджоре, мы рассказываем в экскурсии “ ” с аудиогидом по Риму.

А на прекрасном Авентинском холме, в церкви святых Вонифатия и Алексия (Santi Bonifacio e Alessio), хранится древняя чудотворная икона Божией Матери «Эдесская», которая попала в Рим предположительно в X веке. Римляне называют ее Madonna di San Alessio.


Икона Божией Матери “Эдесская” (Madonna di San Alessio)

На вершине Капитолийского холма, в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Santa Maria in Aracoeli) , над главным алтарем находится почитаемая византийская икона Богородицы, датируемая X веком. Об истории и особенностях этого места можно узнать в аудиоэкскурсии “ “.


Чудотворный образ Божией Матери в базилике Санта Мария ин Аракоэли (Madonna Aracoeli)

Чудотворная икона Божией Матери, датируемая X веком, тихо хранится и в церкви Санта-Мария ин виа Лата (Santa Maria in via Lata) на улице Корсо. Ее мы посещаем в бесплатной аудиоэкскурсии « ».

Русские православные церкви в Риме

Православных туристов и паломников часто интересуют вопросы: есть ли в Риме русские православные церкви, и как их найти. Есть, и даже две! Одна из них – церковь святителя Николая Чудотворца – располагается в старинном здании особняка княжны М. А. Чернышевой (Palazzo Czernycheff), которая еще в 1897 году завещала Русской Церкви свой дом на виа Палестро. Так как церковь располагается в жилом особняке, ее легко не заметить: здесь нет ни купола, ни характерных для храмов внешних признаков, лишь скромная табличка на входе. Зато войдя внутрь, русские посетители, откуда бы они ни приехали, ощущают себя «дома».

Другой русский храм в Риме совсем еще молодой, но его Вы точно не спутаете ни с каким другим: характерные «луковичные» купола и общий облик здания ясно указывают, что перед Вами – русская православная церковь. Это храм святой Екатерины , расположенный недалеко от Ватикана.

Церковь святителя Николая Чудотворца в Риме

Адрес: via Palestro, 69/71
www.romasannicola.it

Русская церковь святой Екатерины

Адрес: Via del LagoTerrione, 77/79
www.stcaterina.сom

Где и как найти все эти места в Риме, если Вы путешествуете самостоятельно?

Если Вы путешествуете с iPhone, рекомендуем скачать . Он поможет не заблудиться и легко найти церкви, о которых мы упомянули, а также другие достопримечательности Рима. Кроме того, в путеводителе Вы найдете информацию о режиме работы многих мест, их фотографии и другую полезную информацию. А наш Шедевры и реликвии » и узнаем:



By Manfred Heyde , via Wikimedia Commons

Откуда в Риме византийские мозаики?

Некоторые старинные церкви Рима украшают невероятно красивые мозаики, созданные византийскими мастерами. Как же эти мастера вдруг оказались в Риме? Дело было во времена иконоборческих гонений в Византии, когда жестоко преследовались создатели и почитатели любых иконописных изображений. А вот римский папа Пасхалий I принимал и укрывал в Риме византийских мастеров, бежавших из Восточной империи. Собрав их под свое крыло, он принялся украшать византийскими мозаиками римские церкви.



By Livioandronico2013 , via Wikimedia Commons

Почему некоторые церкви в Риме называют базиликами? Что такое базилика и чем она особенна?

Первые базилики появились еще в Древнем Риме. Так называли сооружения (в античный период это были административные здания), устроенные внутри в виде прямоугольного пространства, разделенного колоннами на нечетное количество частей. Древние римляне, в свою очередь, позаимствовали такой способ организации пространства у греков. А позже архитекторы стали использовать такое устройство при сооружении христианских церквей. Прямоугольные пространства церкви, разделенные между собой рядами колонн, называются нефами. В христианских базиликах главный неф перпендикулярно пересекается так называемым трансептом (поперечным нефом). Таким образом, образуется крестообразное устройство пространства.

Изначально понятие «базилика» обозначала именно архитектурное устройство. Но со временем это наименование превратилось также в особый титул, которым в Католической церкви наделяют важные церкви. Присвоить храму такое почетное звание может только Папа Римский.

  • Учитывайте режим работы базилик. Лишь самые крупные из них работают без обеда. А большинство закрывается на дневной перерыв, который длится 2-4 часа. В нашем Вы найдете информацию о часах работы большинства римских церквей и других туристических объектов.
  • Посещая соборы и церкви Рима, следует помнить о дресс-коде. В очень коротких юбках, шортах или с открытыми плечами Вас могут просто не пустить.
  • В некоторых церквях можно за дополнительную плату включить особую подсветку, чтобы лучше рассмотреть древние мозаики. Например, в базилике Санта Мария Маджоре или в церкви Санта Прасседе.
  • В римских церквях не принято прикладываться к мощам или иконам – в католичестве просто нет такой традиции. Как правило, святыни хранятся или очень высоко, или спрятаны под алтарем, а потому подойти к ним близко невозможно. Но никто не мешает верующим молиться, находясь рядом со святыней.
  • Многие римские церкви «оборудованы» настоящими «машинами времени»! В храмах с богатой историей часто есть подземные крипты, в которых можно увидеть остатки более древних строений, старинные фрески или мозаики. Спустившись на подземный уровень, можно «заглянуть» в первые века нашей эры. Вход в крипту обычно платный. О некоторых таких храмах мы также рассказываем .
  • Еще один любопытный «секрет» старинных римских базилик: в некоторых из них есть особый внутренний дворик, называемый Chiostro (Кьостро). Вход в него обычно платный. Попав туда, Вы окажитесь в небольшом атриуме – уютном открытом дворике, который обычно украшен цветами, зеленью, нередко фонтаном, и окружен изящной колоннадой. Такие дворики есть, в частности, в базиликах Сан Джованни ин Латерано и Сан Паоло «За стенами». Немногие туристы знают о внутреннем дворике, а между тем, часто это одна из самых живописных частей базилики.

Сентябрь 22, 2018

В переводе с итальянского tempietto означает «храмик». Темпьетто Браманте представляет собой маленькое округлое сооружение, увенчанное куполом и возведенное в центральной части внутреннего дворика монастырского комплекса Святого Петра на холме Яникул в районе Трастевере. Согласно легенде именно на этом месте был распят головой вниз апостол Петр. Данное сооружение признано одним из лучших примеров архитектуры ренессанса и является первой фундаментальной работой известного итальянского зодчего Донато Браманте в Риме.

Идеей строительства данного сооружения было прославление памяти Святого Петра, первого Папы Римского, ставшего опорой Церкви и христианства. Проект ротонды, которая должна была стать не только украшением монастырского двора, но и, прежде всего, местом преклонения, был поручен Донато Браманте в первом десятилетии XVI века. В тот период на территории монастыря размещалась испанская конгрегация – религиозный альянс, объединенный общим уставом.

Изначальный проект Браманте, помимо возведения самого Темпьетто, предполагал и реконструкцию внутреннего дворика монастыря. Однако единый архитектурный ансамбль, созданный на основе идеального соотношения геометрических форм и правильных пропорций с учетом перспективы, был реализован лишь отчасти.

Внешний вид и описание шедевра Браманте

Темпьетто представляет собой центрально-осевую купольную конструкцию, в основе которой лежит идея подражания архитектуре древнего Рима. Цилиндрическое основание, увенчанное куполом и возведенное на небольшом постаменте, окружено шестнадцатью гранитными колоннами. Среди похожих культовых сооружений Рима можно отметить Храм Весты на и в районе площади Бокка делла Верита. Помимо этого, в античные времена было принято возводить и места увековечивания памяти в виде круглых в плане зданий, перекрытых куполом. Такие сооружения не имеют несущих стен, а содержат в своей конструкции лишь колоннаду. Примерами таких античных построек может быть Мавзолей Святой Констанции и базилика Санто Стефано Ротондо на Целии.

Часовня Браманте , несмотря на свои миниатюрные размеры, стала настоящим манифестом архитектуры Эпохи Возрождения. Ее идеальные геометрические формы и пропорции создают ощущение композиционной гармонии и равновесия, делая конструкцию совершенной.

Минималистический набор декоративных элементов придает монолитность зданию, каждая его деталь имеет свое предназначение и индивидуальных характер. Здесь нет главных или второстепенных элементов, все взаимосвязано и без излишеств.

Монументальность темпьетто Браманте заключается в его идеальной осевой симметрии и пирамидальности : от основания здания до венчающего купол креста прослеживается ступенчатый характер. Подобный прием довольно классичен и часто встречается, опять же, в основе античных сооружений.

Интерьер Темпьетто

Внутренняя часть храма – целла – в диаметре составляет всего четыре с половиной метра. Интерьер отличается довольно простой отделкой, без лишних деталей и элементов декора. Это еще раз подтверждает тот факт, что часовня была построена скорей в качестве монументального памятника, нежели храма в полном понимании этого слова.

September 17th, 2014 , 04:20 pm

Про Рим можно говорить не останавливаясь очень долго. И уже столько всего сказано, что добавить что новое крайне сложно.
Но я попробую - просто из вредности:)))
Как говорят итальянцы - Во всём мире картины хранятся в музеях, и только в Италии в церквях.
Так давай де же погуляем по этим самым церквям и храмам и посмотрим...


1. Санта Мария ди Лорето (Santa Maria di Loreto)
Сооружение базилики Санта Мария ди Лорето считатеся превосходным результатом совместной работы талантливых архитекторов Антонио да Сангалло Младшего и Браманте. Основной алтарь базилики был построен в 1628 году, под руководством не менее великолепного архитектора Гаспара Векхи. Некотрое время спустя, базилика Санта Мария ди Лорета была снова реконструирована в 1867 году Лукой Карнини. Интерьер церкви – это уникальное сочетание античности. В капеллах можно увидеть уникальные мозаичные работы Паоло Розетти, датируемые 1594 годом. Найти базилику достаточно просто, она находится в античной части города.

2. Пантеон (Pantheon)
Стремление воплотить в архитектурных формах величие Древнего Рима проявило себя в Пантеоне. Самое первое здание древнеримского храма Пантеона было построено Агриппой - зятем императора Октавиана Августа - в честь победы над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций. Римский Пантеон ИталияОколо 110 года н.э. храм сгорел от удара молнии, и на старом фундаменте император Адриан в 125 году н.э. воздвиг новое здание, величественнее прежнего.

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око. Отверстие не застеклено, и проникающий через него свет не рассеивается в пространстве, а аккумулируется в виде огромного светового столба.

Пантеон сохранился лучших других культовых сооружений античности потому, что он всегда был действующим храмом. Первоначально римляне совершали здесь ритуалы во имя 7 самых почитаемых богов - Нептуна, Юпитера, Марса, Венеры, Плутона, Меркурия и Сатурна.

В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году.

3. Санта Мария ди Монтесанто (Santa Maria di Montesanto) (слева) и Санта Мария дей Мираколи (Santa Maria dei Miracoli) (справа)
Санта Мария дей Мираколи и Санта Мария ди Монтесанто – две барочные церкви в Риме, расположенные на площади Пьяцца дель Пополо и обращенные в сторону северных ворот Стен Аврелиана. Церкви часто называют близнецами за их внешнее сходство, но на самом деле в их плане и деталях есть немало различий.
Происхождение церквей уходит своими корнями в 17-й век, когда были отреставрированы строения, служившие главным входом в Рим эпохи Средних веков и периода Возрождения. Папа Римский Александр II поручил архитектору Карло Райнальди создать монументальный вход на улицу Виа дель Корсо. Строительство обеих церквей профинансировал кардинал Джироламо Гастальди, чей герб можно увидеть на обоих храмах.

Санта Мария ди Монтесанто была возведена на месте одноименной церкви и какое-то время принадлежала ордену кармелитов. Само название Монтесанто – Святая Гора – отсылает к горе Кармель в Израиле. Строительство церкви началось в 1662 и завершилось в 1675 году (некоторые элементы были добавлены в 1679 году).

4.Сан Джакомо ин Аугуста (San Giacomo in Augusta)
Сооружение церкви было начато в 1592 году по проекту архитектора Francesco Capriani da Volterra и было продолжено в 1598 году Carlo Maderno.
Первая церковь на этом месте была построена в 14-м веке рядом с госпиталем для неизлечимо больных (Incurabili) – она получила название Сан Джакомо дельи Инкурабили. А приставка «ин Аугуста» была добавлена позднее, из-за Мавзолея Августа, расположенного неподалеку.

Интерьер церкви примечателен барельефами и лепниной французского скульптора Пьера Ле Гро Младшего, картинами Джузеппе Пассери, работой художника-маньериста Кристофоро Ронкалли и другими произведениями искусства.

5. Сан Карло аль Корсо(San Carlo al Сorso)
Церковь Святых Амвросия и Карла - титулярная церковь (с 7 июня 1967 года), посвященная святым епископам Милана Амвросию и Карло Борромео в Риме. Построена по случаю канонизации святого Карло Борромео в 1610 году. Строительство проходило под руководством архитектора Онорио Лонги (англ.)русск. в 1612-1619 годах, затем 1616-1627 годах при его сыне Мартино. В 1668 году был возведен купол (работы Пьетро да Картона), в 1684 году закончено оформление фасада. Внутри церковь богато украшена позолотой и фресками Г. Бранди, алтарь работы Карло Маратта.

6.Сан Лоренцо ин Лючина (San Lorenzo in Lucina)
Сан-Лоренцо ин Лучина – это самая древнейшая из христианских базилик Рима. По мнению ученых, базилика была возведена на месте, где ранее находился священный колодец Юноны. В 12 столетие базилика была реконструирована. Перед входом в Сан-Лоренцо соорудили великолепный портик из колонн античных времен, к которым в последствие были добавлены капители эпохи Средневековья. Фронтон базилики был выполнен в форме треугольника, а стены декорированы мраморной мозаикой. В середине 19 столетия фасад базилики опять перестроили. Основная ценность базилики - это Капелла Фонсека, спроектированная Бернини и “Распятье”, находящееся над основным алтарем, работы Рени.

7.Санта Мария Маддалена (Santa Maria Maddalena)
В этом месте в Риме начиная с 1586 годы была церковь Ордена Saint Camillus de Lellis. В 17 веке началось строительство нынешней церкви, которая была завершена в 1699 году.

8. Св. Юлиана из фламандцев (Chiesa di San Giuliano dei Fiamminghi)
Это римско-католическая церковь Святого Юлиана. Исторически сложилось, что церковь была национальной церковью Южных Нидерландов в Риме, в 1830 году, стала национальным церковью Бельгия.

9.Санта Мария ди Монсеррато (Santa Maria di Monserrato)
Храм был возведён по проекту Антонио да Сангалло мл. для арагонцев и каталонцев. В 1582-84 годах по планам Франческо да Вольтерры была выполнена нижняя часть фасада, около 1673-75 года церковь была окончательно закончена. С 1807 года - это национальная церковь испанцев в Риме.

В церкви находятся надгробия пап из рода Борджа - Каллиста III (Alfonso de Borja) и Александра VI (Rodrigo Borgia).

10. Санта Мария ин Трастевере (Santa Maria in Trastevere)
Титулярная базилика в районе Трастевере, возможно, одна из самых старых церквей Рима, посвященных Богородице.

На этом месте уже в III веке при Папе Каликсте I была построена первая церковь, в IV веке при Папе Юлии I возникла большая базилика, а в XII веке при Папе Иннокентии II возведено новое здание с кампанилой.

В каждой церкви присутствует орган (есть и расписания концертов), не стала исключением и эта.

11. Церковь святого Иоанна Кущника(Chiesa di San Giovanni Calibita)
Церковь построена в 14 веке. Но вполне вероятно, церковь была основана на месте храма Юпитеру.
Церковь была реконструирована в 1640 году, фасад завершили в 1711 году, богатая внутренняя отделка завершена в 1742.

В первой капелле справа находится чудотворная икона Божией Матери /Madonna della Lampada/ XIII века, изображение которой есть и на фасаде церкви. В главном престоле почивают мощи святого Иоанна Кущника, святых мучеников персидских Марина, Марфы и их сыновей Авдифакса, Аввакума и священномученика Ипполита. Все церкви действующие.

12. Санта Мария Маджоре(Basilica di S.Maria Maggiore)
церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь

13. и в заврешении - собор Святого Петра в Ватикане.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

По традиции карта моих перемещений (честно признаюсь - тут не один день)

Не возможно объять необъятное и зайти в каждую церковь в Риме - их очень и очень много и каждая прекрасная по своему.
Побывав в Израиле я примерно понял с чего начиналось христианство, но побывав в Италии я увидел даже не религию, а могущество церкви.