Кафедральный собор Св. Иоанна Богослова. Соборы валетты Кафедральный собор св иоанна

Кафедральный Собор Святого Иоанна - St. Johns Co-Cathedral . Кафедральный собор в стиле барокко был построен между 1573 и 1578 годами по проекту Джероламо Кассара . Освящен в честь Святого Иоанна и был главным тусовочным местом рыцарей иоанитов; тут же их и хоронили, прямо под полом, накрывая расписными мраморными плитами. Этот пол и картина в часовне делают собор едва ли не главной мальтийской достопримечательностью.

Заказчиком строительства выступил в 1572 году великий магистр ордена Жан де ла Кассьер (Jean de la Cassière) , а его возведением занимался военный архитектор Кассар , много работавший на Мальте . Само здание с довольно строгим фасадом, но интерьер впечатляет, особенно череда мраморных могильных плит, вмонтированных в пол - это и есть захоронения рыцарей (более 380 покойников). В частности, сюда из Церкви Девы Марии Победительницы был перенесен прах основателя города, рыцаря и Великого Магистра Жана де Валлетта. Здесь похоронены все Великие магистры, кроме последнего, немца Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам в 1800 году. На внутреннем дворе собора находятся могилы 256 рыцарей, павших при Великой Осаде. Вообще, оформлением храма занимался итальянский рыцарь и художник по-совместительству (или наоборот...) Маттиа Прети (Mattia Preti) . Замысловатая каменная резьба, сводчатый потолок и боковые алтари повествуют о жизни Иоанна Крестителя . Прети автор нескольких фресок, также в Соборе есть его картины. В соборе расположены восемь богато украшенных часовен, которые посвящены восьми святым покровителям ордена мальтийских рыцарей и соответствуют различным регионам Европы , связанным с их деятельностью - отделениям, или языкам ордена. В одном из боковых приделов хранится чудесная икона Карафской Божией Матери. В музее размещена коллекция гобеленов, другие уникальные художественные произведения, в часовне находится знаменитая картина Караваджо "Усекновение головы Иоанна Предтечи" (1608); есть в Соборе и ещё одно полотно этого мастера. Снимать внутри можно - но без вспышки. На вход в Кафедральный Собор Святого Иоанна иногда даже бывают очереди! А ежегодно 24 июня на службе в соборе присутствуют настоящие ныне живущие мальтийские рыцари... Возле главного входа в собор находится памятник великому магистру Маркантонио Дзондадари (Marc"Antonio Zondadari) из Сиены, который был племянником папы римского Александра VII. Открыт с понедельника по пятницу с 09.30 по 16.30 (допуск прекращается в 16.00) По субботам работает с 09.30 до 12.30 (допуск прекращается в 12.00). В воскресенье и по праздникам закрыт. Во входную плату включается аудиогид на шести языках - русского нет. Вход стоит 6 Евро. Собор действующий, там проходят службы - расписание можно уточнить на сайте. Тут же работает и сувенирный магазинчик, который открывается и закрывается вместе с собором.

St John Street

Так уж устроена европейская цивилизация, что практически у каждого крупного или просто значимого города есть свой собор, который претендует на звание «самого»… высокого, красивого, мрачного и т.д. и т.п., у кого насколько фантазии хватит. Есть чем в этом плане похвастаться, далеко не самому крупному и, возможно, не очень экономически и политически значимому, но, безусловно, одному из интереснейших городов Европы - мальтийской столице Валлетте.

Речь идет о Соборе Святого Иоанна Крестителя - главном Сокафедральном соборе мальтийских рыцарей. На искушенного, повидавшего многие европейские храмы туриста внешний вид Собора Святого Иоанна вряд ли произведет впечатление: массивное сооружение, больше напоминающее крепость, нежели чем культовое место. Впрочем, так оно и есть.


Собор был заложен в 1572 году спустя семь лет после Великой осады Мальты османами. Наверняка рыцари хорошо помнили, что от верной гибели их спасли крепкие стены, стойкость защитников и немного удачи. Поэтому можно предположить, что свою главную церковь они хотели видеть не только местом, где они будут молиться, но и местом, где они будут принимать последний бой и умирать, поэтому ее строительство было поручено военному архитектору Глорму Кассару. Однако ход истории внес свои коррективы: звон скрещиваемых мечей, крики поверженных и стоны раненых стены Собора так и не услышали.


Расцвет Мальтийского ордена, приток пожертвований позволили рыцарям щедро компенсировать внешнюю скромность своего собора внутренними барочными «изысками» и великолепием. Лучшие художники того времени занимались росписью внутренних стен храма. Основную часть работы выполнил живописец Маттиа Прети, его кисти принадлежит весь свод Собора, который украшен сценами из жизни Святого Иоанна Крестителя, алтарь Арагонской часовни, на котором изображен Святой Георгий Победоносец, алтарь Итальянской часовни, посвященный Святой Екатерине и многие другие места в храме.



Отдельное место во внутреннем убранстве Собора Святого Иоанна занимают две работы Карваджио: «Усекновение головы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним», которые можно увидеть в Молельне, построенной в 1602-1605 гг. для того, чтобы в ней могли обращаться к Богу новообращенные братья. По задумке руководителей ордена, картины Карваджио должны были настраивать молящихся на нужный душевный лад.


Что касается «самого-самого»... Только в Соборе Святого Иоанна можно увидеть самый большой полный комплект гобеленов в мире. Коллекция состоит из 29 полотнищ: 14 из них представляют собой сцены из жизни Христа и аллегорические сюжеты, еще 14 изображают Деву Марию, Христа Спасителя и 12 Апостолов. Площадь каждого из этих гобеленов составляет внушительные 40 кв. м. На последнем из гобеленов, площадь которого вдвое меньше других, изображен Великий магистр Рамон Перелльос и Роккафуль. Именно он, когда в 1697 году был возведен в ранг Великого магистра, заказал изготовление этих гобеленов фламандскому мастеру Джудокусу де Вос. В качестве эскизов были использованы работы Питера Поля Рубенса.


Множество других подарков от Великих Магистров и рядовых членов Мальтийского ордена выставлено в самом Соборе и в его музее, расположенном на втором этаже. В частности, это великолепная коллекция из 13 литургических одеяний великих магистров, расшитых золотыми и серебряными нитями, позолоченная дарохранительница, в которой содержались мощи Иоанна Крестителя, коллекция хоральных книг ордена и многие другие произведения искусства.


Каждый, кто переступает порог Собора Святого Иоанна, в буквальном смысле слова начинает ходить по истории Мальтийского ордена, поскольку вся его центральная часть выложена мраморными надгробиями, тех, кто, собственно ее и творил - рыцарей ордена. Каждое из них представляет собой самостоятельное произведение искусства, изображающее жизнь и деяния покоящихся героев, поэтому посетительницам на высоких каблуках необходимо быть готовыми переобуться в тапочки, услужливо продаваемые по 1 евро за пару.


В целом, Собор Святого Иоанна Крестителя в Валлетте без преувеличения можно назвать одной из сокровищниц исторического и культурного наследия общемирового значения, без посещения которой визит на Мальту не может считаться состоявшимся.

June 2nd, 2013

Немного истории . Рыцари Ордена Святого Иоанна Иерусалимского прибыли на Мальту в 1530 году. После того как турецкая армия выбила их с острова Родос, рыцари долгих семь лет искали себе новое пристанище. В этих поисках им помогал римский папа Климент VII, и тогда испанский король Карл V великодушно уступил им острова Мальту, Гозо и Комино, входившие в его владения, за что королю от благодарных рыцарей полагалась весьма символическая плата в виде одного охотничьего сокола. К этому времени Орден, получивший свое название от иерусалимского госпиталя «Сакра Инфермерия» во имя Иоанна Крестителя, существовал уже более 400 лет. Во время крестовых походов братство превратилось в военно-монашеский орден, символом которого стал белый крест на красном поле. Четыре конца креста символизируют христианские добродетели, сдержанность, постоянство, смелость и справедливость. Восемь углов мальтийского креста означают, согласно Нагорной проповеди Иисуса Христа, восемь путей достижения блаженства и одновременно соответствуют регионам, входившим в международное братство рыцарей. Приплыв на Мальту, рыцари сразу же взялись за укрепление своего нового пристанища.И когда в 1565 г. турецкая армия попыталась захватить остров, рыцари дали отпор. Так мальтийские рыцари спасли себя и Европу от угрозу вторжения турок. Европейские правители, понимая всю сложность и важность ситуации, послали Мальте помощь, чтобы можно было построить новый город, который был назван в честь Великого Магистра Ла Валлетты. И после его смерти другие магистры поощряли строительство новых особняков и церквей.

Так были возведены самые важные для Ордена здания - дворец Великих магистров и собор Святого Иоанна, которые до сих пор называют «сердцем Валлетты». О них и пойдет далее речь.


Дворец Великого Магистра (Grandmaster"s Palace).


Первоначальное деревянное здание было выстроено в октябре 1569 года. По старинному преданию, участок земли под строительство был подарен Ордену одной благородной мальтийской семьей в вечное пользование за символическую плату - 5 зерен пшеницы и стакан воды из колодца. Каменный вариант (из известняка) Дворца Великого Магистра строился по проекту мальтийского архитектора Джероламо Кассара четыре года, и был закончен в 1575 году

В современном виде он имеет два этажа и занимает целый квартал. Он имеет 97 метров в длину и 83 метр в ширину, что делает его крупнейшим зданием города. Фасад его прост, рыцари не придавали большого значения архитектурному декору, потому только оба портала дворца украшены колоннами.

Обратите внимание на закрытые деревянные зеленые балконы (89 м в длину), они были добавлены в XVIII веке.

У него два просторных внутренних двора.

Больший - двор Нептуна с бронзовой статуей морского бога. Эта статуя была принесена сюда с рыбного рынка в южной части города по воле британского губернатора сэра Джона Гаспара Ле Маршана — лицо статуи похоже на лицо Великого магистра Алофа де Виньякур, по заказу которого и была создана статуя.

Меньший, который напоминает больше сад (здесь же кассы в музеи!) - двор принца Альфреда (названный в честь визита одного из сыновей Королевы Виктории в 1858 году), но он более известен, как двор с часами Пинто.

Часы сами по себе - потрясающий экземпляр: выполненные мальтийским часовщиком Гаэтано Велла в 1745 году, имеют четыре диска и показывают время, день, месяц и фазу луны.

Большая часть парадных залов украшена фризами, изображающими эпизоды из истории ордена иоаннитов; здание хранит гобелены, фрески и бордюры, на которых изображено празднование победы при Большой Осаде. В общей сложности дворец служил резиденцией для 21 великого магистра.

После того, как Мальта была в 1798 оккупирована французами, дворец был разграблен и повреждён, однако в 1800 восстановлен британцами в качестве резиденции губернатора. В 1921 во дворце начались заседания парламента, а с 1976 он является резиденцией президента страны.

Здесь же находится Оружейная палата (Palace Armoury) , где собрано оружие и доспехи различных эпох - Арсенал . Великий Магистр Алоф де Виньякур переместил весь арсенал во дворец в 1604 году.

Рассказывают, что в середине XVIII века здесь хранилось снаряжения достаточно для того, чтобы отправить "на фронт" 25 тысяч воинов. Ныне здесь хранится 5721 предмет, все виды рыцарского оружия, начиная от кинжалов и заканчивая осадными машинами.

Наряду со средневековыми мечами, в музейной экспозиции представлены копья, шпаги, алебарды, пистоли, аркебузы, предметы защитного вооружения и конная амуниция: щиты, кольчуги, попоны, сбруя.

В середине зала - целая рота испанских аркебузиров, фигуры исполнены в натуральную величину и одеты в подлинную форму свиты великого магистра Пьера дель Монте.

За стеклом старинного шкафа - доспехи, которые защищали тело де ла Валлетта во время Великой осады.

Среди прочего там можно видеть меч турецкого пирата и адмирала Османской империи Тургут Рейса.

В Парадные покои (State Rooms) тоже пускают туристов, но не всегда, т. к. дворец используется в представительских целях, галереи украшают портреты Великих магистров и рыцарские доспехи, на полу — гербы магистров.

Кафедральный Собор Святого Иоанна (St. Johns Co-Cathedral) .

Кафедральный собор в стиле барокко был построен между 1573 и 1578 годами по проекту Джероламо Кассара. Освященный в честь Святого Иоанна (Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами), собор был главным местом рыцарей-иоанитов. До этого кафедральным собором на Мальтийских островах считался собор в Мдине, потому их сравнивали по значению и новый называли Co- Cathedral.

Заказчиком строительства выступил в 1572 году великий магистр ордена Жан де ла Кассьер (Jean de la Cassière), а его возведением занимался военный архитектор Джироламо Кассар.

Само здание с довольно строгим фасадом, а интерьер впечатляет, особенно череда мраморных могильных плит, вмонтированных в пол - это захоронения рыцарей (более 380). В частности, сюда из Церкви Девы Марии Победительницы был перенесен прах основателя города, рыцаря и Великого Магистра - Жана де Валлетта. Здесь похоронены все Великие магистры, кроме последнего, немца Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам в 1800 году.

Саркофаги Великих магистров...

Внутренним оформлением храма занимался итальянский рыцарь и художник по-совместительству Маттиа Прети (Mattia Preti). Замысловатая каменная резьба, сводчатый потолок и боковые алтари повествуют о жизни Иоанна Крестителя.

Стены собора покрыты инкрустированным и позолоченным известняком. Главный алтарь украшает мраморная скульптурная группа Крещение Христа.

В соборе расположены восемь богато украшенных часовен, которые посвящены восьми святым покровителям ордена мальтийских рыцарей и соответствуют различным регионам Европы, связанным с их деятельностью.

В музее собора размещена коллекция гобеленов, другие уникальные художественные произведения, в часовне находится знаменитая картина Караваджо "Усекновение головы Иоанна Крестителя" (1608),

за нее живописцу был пожалован Мальтийский крест (кстати, он был мальтийским рыцарем - «рыцарем милости», но недолго... зная его скверный характер, неудивительно, что вскоре его исключили из него).
Согласно библейской истории Иоанн, крестивший Христа, был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Саломея в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду », а в награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя. Данное обещание следовало выполнить, и к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову. Об этом последнем моменте в жизни Иоанна Крестителя (Предтечи) рассказывает картина Караваджо.

Есть в Соборе и ещё одно полотно этого мастера, изображающее Святого Иеронима.

Снимать внутри собора можно - но без вспышки, полотна Караваджо - запрещено.

Собор не только храм Мальтийских рыцарей. Когда победоносные мальтийские войска вошли в Валлетту в сентябре 1800, прервав французскую оккупацию, они вместе со своими командирами собрались в Соборе, чтобы принести благодарность Всевышнему. Здесь молились министры и члены первого независимого Законодательного Собрания в 1921 г. и правили службу после снятия Второй Великой осады.

В годы Второй Мировой войны Собор Св. Иоанна Крестителя серьёзно пострадал во время бомбёжек Валлетты и только чудом уцелел от полного разрушения.

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) – это папская архибазилика, расположенная в . В иерархии католических храмов Латеранская базилика стоит на самой высшей ступени, превосходя древние и почитаемые церкви такие, как (Basilica di S.Maria Maggiore) и (Basilica di San Pietro). Именно в этой церкви находится кафедра и трон папы римского.

В дохристианские времена земли возле холма Целио (Celio) принадлежали богатой римской семье Латеранов (Laterani). В «Анналах» Тацита осталось упоминание о том, как в I веке н.э. Плауцио Латерано (Plauzio Laterano) был изобличен в интригах против императора Нерона (Nerone).

Переворот сорвался, и все имущество мятежного римлянина ушло в императорскую казну.

Во II веке н.э. на месте Латеранской базилики был разбит мощный конный корпус для войск императора Септимия Севера (Settimio Severo).

Подтверждения этого факта были обнаружены в ходе раскопок в окрестностях храма. Основателем же базилики считается римский император Флавий Валерий Константин (Flavio Valerio Costantino). Перед решающим боем с Максенцием, Константин Великий увидел в небе хризму – монограмму имени Христа, которая предвестила победу. Таким образом, в начале III столетия правитель империи признает свободу вероисповедания, а в Риме появляется первая христианская церковь.

Храм Христа Спасителя в IX столетии также был посвящен Иоанну Предтече (San Giovanni Battista), в XII – Иоанну Богослову (San Giovanni Evangelista). С IV и по XIV века кафедральный собор святого Иоанна Крестителя оставался единственным папским храмом. В прилегающих постройках располагались папские резиденции. В самой церкви был установлен трон понтифика. Церковь стала свидетелем 5 вселенских соборов – наивысших церковных собраний, на которых рассматривались краеугольные религиозные вопросы.

Реконструкции

Богато убранный собор святого Иоанна Крестителя в Риме неоднократно подвергался разграблению и последующему восстановлению. Во второй половине V века папа Илларион пристроил к простой базилике зал для крещения. Помимо купели в баптистерии были созданы три капеллы, названые в честь Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и Святого Креста. В IX столетии папа Лев III реконструировал потолок храма и украсил его апсиду витражами. В X веке к базилике была пристроена часовня, освященная в честь святого Фомы.

На протяжении XIV века Рим утратил свою привилегию считаться центром христианства, понтификат переехал во французский Авиньон (Avignon).

В этом столетии некогда величественный собор пришел в упадок и дважды был предан огню. По возвращению папской власти в Рим, Латеранская базилика была предана забвению, новой резиденцией был избран . Старинная постройка была практически разрушена.

Реставрацией храма в XV веке занялся папа Мартин V. Благодаря его усилиям были восстановлены стеновые росписи Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) и его ученика – Пизанелло (Antonio Pisanello). В последующее десятилетия, в ходе строительных работ, была разрушена большая часть романских колонн, чтобы уступить место раннебарочному стилю. В XVI веке купол крестильни (баптистерия) обрел восьмигранную форму, которую он сохранил и до сегодня.

За время своего существования собор Святого Иоанна Крестителя претерпел немало изменений. Внешний вид здания демонстрирует вкрапления романского стиля, классицизма, барокко. Множество характерных элементов декора храма были созданы на протяжении XVII века. Так, инженер и архитектор Доменико Фонтана (Domenico Fontana) украсил фасад церкви скульптурами апостолов. Затем (Francesco Borromini) взял на себя труд перестроить неф и проходы базилики в барочном стиле. Из Римского форума были взяты великолепные бронзовые двери, которые в настоящее время служат главным входом в храм.

Окончательно внешний облик Сан-Джованни ин Латерано сформировался в XVIII столетии. Реконструкцией церкви и украшением фасада занимался архитектор Алиссандро Галилеи (Alessandro Galilei). Его заслуга – строгие классицистические колонны и внушительные статуи, установленные над входом в базилику.

В XIX и XX веках храм пережил несколько реставраций, призванных сохранить исторический облик и наполнение задания. А к 2000 юбилею в сборе были открыты Святые двери, созданные Флориано Бодини (Floriano Bodini).

Интерьер

Базилика Сан-Джованни ин Латерано поражает и завораживает красотой внутреннего убранства. Ценнейшие мозаики, времен императора Константина сохранились в апсиде храма. Раннехристианские мученики со свитками в руках, а также лик Иисуса, возвышающегося над ними, выполнены в византийской манере. В XIII веке мозаики подвергались реставрации Якомо Торитти (Giacomo Torriti). Мастер добавил к древним рисункам символы ордена Францисканцев.

Кафедра папы римского находится под сводом апсиды. Драгоценные порфировые столбы и яркая византийская мозаика служат торжественными декорациями для проповедей понтификов. Над центральным алтарем храма в кевории хранятся древние христианские реликвии – головы апостолов Петра и Павла.

Неф храма поражает своим богатым убранством. Мозаичные полы испещрены контрастными кругами и квадратами, столь характерными для стиля косматеско. Колоны нефа облицованы нумидийским мрамором. Белоснежные плиты украшены декоративной резьбой и эмблемами понтификов. Много сил на восстановление нефа в XVII столетии положил Борромини. Особого внимания стоит отреставрированный деревянный потолок нефа, декорированы кессонными орнаментами. В центре богатого резного потолка красуется панель с гербом папы Пия V. Между мраморными колоннами в XVII-XVIII веках были установлены статуи и картины, изображающие апостолов.

В нефе Сан-Джованни ин Латерано можно наблюдать частично сохранившуюся фреску, изображающую папу Бонифация III. Автором этой искусной работы принято считать великого Джотто (Giotto di Bondone).

Внутри церкви находится несколько часовен, каждая из них имеет собственное посвящение.

Капелла святой Марии Успенской (Capella S. Maria Assunta) появилась в XVIII веке, чтобы вместить в себя гробницу кардинала Джулио Аквавия, умершего в XVI столетии. Другая часовня посвящена мученику Иоанну Непомуцкому (San Giovanni Nepomuceno). Она была создана в XIX веке и отличается богатым убранством: алтарь, инкрустированный полудрагоценными камнями, скульптуры, икона «Снятие с креста».

Капелла Массимо (Massimo) была спроектирована архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta) в XVI веке. Основная реликвия часовни – полотно «Распятие Христа». Есть капелла, освящена в честь Иоанна Богослова. Она украшена фреской с изображением святого Иоанна, которому явилось видение Непорочной девы. В капелле находится гробница португальского кардинала Антонио Мартинеса де Чавеса (Antonio Martinez de Chavez), умершего в XV веке.

Музей

При храме работает музей, в котором можно увидеть священные реликвии XI-XIX столетий.

Наиболее ценные экспонаты музея архибазилики: рака с мощами XI в, ларец с плащом Иоанна Богослова, драгоценный крест XIII в, мощи великомученицы Екатерины, герб Климента VIII, выполненный из шелка и драгоценностей, многочисленные гобелены, с изображениями гербов понтификов прошлого, церковные чаши и кубки, выполненные из серебра и драгоценных камней.

Музей был создан в 1984 году папой Иоанном Павлом II. Дверь к экспозиции находится сразу же за статуей Иннокентию III.

  • Над входом в собор нанесена надпись «мать всех церквей в Риме и мире». Таким образом, понтификат отметил наивысшую значимость храма.
  • Ежегодно 9 ноября у католиков отмечается празднование в честь освящения Латеранской базилики.
  • В стенах Сан-Джованни ин Латерано упокоены шесть римских пап : Сергий IV, Александр III, Иннокентий III, Мартин V, Климент XII, Лев XIII.
  • Неподалеку собора установлен , исполненный из красного гранита . Этот необычный столп был привезен в IV веке н.э. из египетского храма фараона Тутмоса III, расположенного в Карнаке.

Расположение и часы работы

Собор находится по адресу: Piazza di San Giovanni in Laterano. На следует доехать до станции San Giovanni либо на автобусе № 116, 81, 85, 87, 810, 16.

  • Латеранская базилика работает ежедневно с 7:00 до 18:30.
  • Ризница – с 8:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00.
  • Баптистерий открыт с 7:00 до 12:30 и 16:00 до 19:00.
  • Музей – с 10:00 до 17:30.
  • Официальный сайт: www.vatican.va
  • Виртуальная экскурсия: www.vatican.va/various .

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Собор Святого Иоанна Латеранского, или Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, является самым важным храмом в мировой католической Епархии, поскольку является местом нахождения кафедры римского епископа и Папского трона.

Кафедральный собор был заложен императором Константином в 324 году, когда он принял христианскую веру. ”Базилика Спасителя” - так называли вначале этот храм.


Современный вид Собора восходит к XVII веку, над его фасадом трудился архитектор Алессандро Галилеи в 1735 году. На балюстраде помещены 15 статуй, изображающих Христа, святого Иоанна Крестителя и Святых. В портике можно видеть древнюю статую императора Константина, она была найдена на Императорских термах в Квиринале. Из портика пять дверей ведут в храм, последняя дверь справа – Святая дверь. Ее открывают только в Юбилейные годы.

Собор длинной в 130 метров состоит из пяти нефов и разделен древними гранитными и мраморными колоннами IV века. Их мастерски поместил в виде пилястров архитектор Боромини, между ними в нишах расположены статуи святых из белого мрамора. Сочетание зеленого цвета мраморных колонн, белого цвета скульптур и серого - постаментов создают мягкий цветовой контраст с мозаичным полом школы Космати.

В глубине центрального нефа находится внушительная скиния (хранилище реликвий), украшенная двенадцатью прекрасными фресками. На верху, за витыми решетками, находится главная реликвия Собора – две позолоченные серебряные вазы в виде бюстов, в которых, как утверждается, хранятся головы Апостолов Петра и Павла. Считается, что они были перенесены сюда во время французской оккупации в XVIII веке и спрятаны в крипте.

Под скинией находится Место исповедания – Конфессия, а сверху находится папский алтарь, в котором может совершать мессу только Папа Римский. Предполагается также, что здесь хранятся и другие важные реликвии. В Соборе можно видеть прекрасные фрески Джиотто и древнюю мозаику, изображающую Искупителя (IV век).

Собор Св. Иоанна в Латерано находится на площади, где стоит здание Святой Лестницы. Эту лестницу привезла в Рим императрица Елена, мать императора Константина. По преданию, это та самая лестница, по которой Иисус поднялся в дом Пилата. По ее 28 ступеням можно подниматься только на коленях. На вершине лестницы находится папская капелла старого Патриархата. Она называется Святая Святых.

Собор очень красив, но осмотрев его, не забудьте свернуть в дверь слева, она ведет в чудесный и очень гармоничный дворик. Это шедевр XIII века, проектировал его архитектор Вассаллетто, а украшен он мозаикой работы известных римских мраморщиков семьи Космати.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.