Высоко-петровский монастырь. Православный высокопетровский мужской монастырь Где находится высокопетровский монастырь

Петровский мужской монастырь «на Высоком» впервые упоминается в летописях 1377 года. Однако, предание относит его историю ко временам Ивана Калиты и митрополита Петра, к 1330-м годам, когда князь поставил Боголюбскую церковь на правом берегу Неглинной. Отстроенный при Дмитрии Донском, монастырь, вплоть до XVII века, также назывался Петропавловским.

Схема монастыря.

В XV-XVII веках Петровский монастырь расширялся и укреплялся, и входил в линию форпостов столицы. После строительства стен Белого города, в конце XVI века, монастырь оказался на территории Москвы. Монастырь пользовался вниманием царствующих особ и знати — в начале XVI века его перестраивал великий князь московский Василий III, на рубеже XVII-XVIII веков — Петр I и весь род Нарышкиных, чья усыпальница находилась в Боголюбской церкви. Здесь же были похоронены дядья Петра I, Иван и Афанасий Нарышкины, убитые во время стрелецкого бунта в 1682 году, дед Петра — Кирилл Нарышкин.

1


Вид на Собор святителя Петра и церковь Преподобного Сергия Радонежского.


Вид на Собор святителя Петра от Звонницы.

Петровский монастырь неоднократно горел, и подвергся разграблению и осквернению в 1812 году. Тогда в монастыре остановились на постой тысяча французских кавалеристов, а маршал Мортье устроил там свою резиденцию. Тут он приговаривал к смертной казни москвичей, которые подозревались в поджогах. Их расстреливали у монастырских стен, и хоронили тут же, у колокольни. Так же, в монастыре была устроена скотобойня. При этом хозяин бойни оказывал покровительство немногим оставшимся в обители монахам, и позволил им совершать богослужения в одном из храмов.


1

Собор Боголюбской иконы Божией Матери.

Монастырь был закрыт в 1918 году, а в 1929 был закрыт последний, действующий как приходская церковь, Боголюбский храм. Храм отдали «Зернотресту», который в 1930 году сломал кресты и купола, и устроил в храме мастерскую по ремонту комбайнов. Обитель была разграблена, лишь малая убранства часть попала в музеи. В 30-е годы, из-за планов по расширению Петровки, над монастырем возникла угроза сноса, но этот проект не был реализован.


Церковь Преподобного Сергия Радонежского.


Галереи церкови Преподобного Сергия Радонежского.

В 1950-х годах началась постепенная реставрация монастыря. Часть зданий была отдана различным культурным учреждения, в частности, Литературному музею.

Вид на церковь Толгской иконы Божией Матери и колокольню церкви Покрова Пресвятой Богородицы.


Звонница.

В начале 90-х Высоко-Петровский монастырь был возрожден, в нем возобновились богослужения. А в октябре 2009 года по решению Святейшего Патриарха, в обители возродилась монашеская жизнь.


Вид на ансамбль монастыря.

Храмы и постройки монастыря.

Собор святителя Петра.

Самым древним храмом на территории монастыря является Собор святителя Петра, возведенный в 1514 году Алевизом Фрязиным (Новым) по велению великого князя Ивана III, на месте деревянной церкови во имя апостолов Петра и Павла. Это достаточно редкий по форме и планировочному решению памятник архитектуры, единственный в Москве. Изначально, храм был посвящен святому Петру, но после реставрации в 1689-90 годах, его, в присутствии Петра I, переосвятили в честь Петра Митрополита, тогда же монастырь стал называться Высоко-Петровским.

После закрытия монастыря, с 1919 до конца 40-х годов, здание собора арендовалось ОСОАВИАХИМом, и окончательно пришло в ветхое состояние. Тогда же был утрачен уникальный резной иконостас 1690 года. До 1980-х годов собор использовался как склад Дирекции худфондов Минкульта РСФСР, а в 1984 году был восстановлен в формах архитектуры XVI века. В 1998 году состоялось освящение храма.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери.


Первый деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери был построен в монастыре в 1382 году по указу князя Дмитрия Донского. Боголюбский собор из камня был построен в 1684-90 годах в стиле раннего нарышкинского барокко над могилами дядьев Петра I, убитых в 1682 году. Позже, монастырь стал местом упокоения более 20 представителей рода Нарышкиных. После революции Боголюбский храм оставался единственным действующим храмом на территории монастыря. 21 декабря 2013 года в соборе состоялось первое за 84 года богослужение.

Перед собором стоит небольшая часовня, обозначая могилу деда Петра I, Кирилла Полуэктовича Нарышкина (1623-91 гг). Часовня поставлена в конце XVIII века.

Церковь преподобного Сергия Радонежского.

1



Церковь с трапезной была построена к 1694 году в честь спасения Петра I во время стрелецкого восстания, одновременно с корпусом Братских келий, соединяющихся с церковью переходом. Как и большинство других зданий, она была сделана в стиле нарышкинского барокко. Первоначально церковь была одноглавой, однако в начале 1700-х годов свод был полностью перестроен, и на нем появились пять глав. В конце XVII века были построены галереи. Последний ремонт церкви был в 1911 году. После закрытия монастыря здание было передано Центральной медицинской библиотеке, позже там располагался Московский электромеханический завод. В 30-х годах были уничтожены главы с крестами, в к 1950 году церковь окончательно пришла в аварийное состояние.


Всего 63 фото

В первой части рассказа мы ознакомились с историей Высоко-Петровского монастыря и человеческими судьбами, неразрывно связанными с ним, Старой Москвой и, вообще, с интереснейшими моментами становления российской государственности. В этой, второй части поста о Высоко-Петровском монастыре, я расскажу подробнее об основных архитектурных жемчужинах обители - соборе святителя Петра, митрополита Московского, соборе Боголюбской Божьей матери, церкви преподобного Сергия Радонежского, церкви Петра и Павла, церкви Толгской Божьей Матери, немного об археологических раскопках на территории монастыря и его монастырском некрополе.

Высоко-Петровский монастырь, будучи одним из древнейших в Москве, гораздо лучше сохранился как памятник архитектуры, нежели его немногочисленные уцелевшие собратья. Отстроенный в камне, в основном, к концу XVII в., как и многие другие монастыри, он меньше других пострадал от времени . В частности, с обор святителя Петра требует особого разговора и отношения к нему, что и будет центральной темой этой второй части моего рассказа о Петровской обители.

Сейчас мы вышли на Петровку со стороны Страстного бульвара. Высоко-Петровский монастырь занимает довольно приличную часть улицы в этом месте. Кстати, слева, частично виден бывший угловой доходный дом монастыря, правее (здание белого цвета) - Настоятельский корпус 1688 года постройки, что непосредственно примыкает к надвратной церкви Покрова Пресвятой Богородицы с двухярусной колокольней.
02.

Эта колокольня является местной архитектурной доминантой и вызывает непроизвольные восторженные чувства ее величавой красотой и, одновременно и легкой устремленностью в голубые летние небеса.
03.

04.

05.


06.

Главные врата Высоко-Петровского монастыря. В южном пролёте ворот (это справа от центрального), устроена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери и освящена 28 августа 1905 года.
07.

Центральный сводчатый пролет - проход на территорию монастыря.
08.

Первое, что мы видим перед собой - трапезный корпус церкви Боголюбской Божьей Матери...
09.

И справа от него часовню-усыпальницу Нарышкиных.
10.

Надвратная церковь построена в 1690-96 годах по указу Петра I в память Ивана и Афанасия Нарышкиных над западными воротами монастыря с двухярусной колокольней над ними.

Квадратная в плане, перекрытая сомкнутым сводом церковь с тройными колоннами по углам. Окна с наличниками в виде колонок, с разорванными фронтонами. Колокольня из двух восьмериков с арочными проемами, декорирована пилястрами, завершающимися фиалами на кровле, филенками, увенчана небольшой главкой.
11.


Престол в церковь перенесли из разобранной деревянной церкви, на месте которой была построена Боголюбская церковь. Церковь келейная настоятельская, специальным проходом сообщается с резиденцией настоятеля монастыря.
12.


После Отечественной войны 1812 года церковь была разорена, её упразднили и восстановили только в 1865 году. После Октябрьской революции в 1924 году церковь снова была закрыта. Повторно освящена малым чином в день трёхсотлетия - 14 октября 1998 года.

13.

14.

Собор святителя Петра (слева - на фото ниже) послужил образцом, исходной точкой для целой линии развития храмов центрической композиции в московской архитектуре конца XVII - начала XVIII вв., которые в значительной степени определяют для нас облик своеобразнейшего "нарышкинского барокко".

15.

Этот тип ярусного храма разрабатывался уже и в 1680-х гг., но особенно ярко, полно проявил заложенные в нем художественные потенции в серии миниатюрных усадебных построек 1690 г. Достаточно указать, что М.А. Ильин полагал собор Петра митрополита исходной точкой, определившей архитектурное решение прославленной .
16.

Искусствоведы сходятся в едином менении о сильном воздействии форм этого собора Петровского монастыря на развитие ярусных храмов, в том числе башнеобразных композиций, ротонд и прочих относящихся к этому ряду центрических сооружений (в плане круглых, многогранных, четырехпритворных, восьмилепестковых и прочих).

17.

Изначально на месте собора находилась деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла. После смерти и канонизации митрополита Петра храм в 1339 году переосвятили в его честь. В 1514-1517 годы деревянный храм был перестроен в камне архитектором Алевизом Новым. По сути собор 1510-х гг. стоит на остатках некрополя XIV (весьма вероятно) и XV вв.

Собор построен в виде восьмигранной башни, увенчанной шлемовидной главой, которая возвышается над восьмилепестковым нижним ярусом. Иногда ошибочно классифицируется как «восьмерик на четверике». Собор является одним из самых ранних примеров столпообразных храмов в русском зодчестве. Собор невелик, он соответствует невысокой деревянной застройке первоначального ансамбля монастыря.
19.

Восьмилепестковый ярус храма несёт световой восьмерик, перекрытый сводом и завершенный граненым шлемовидным покрытием. Большие «лепестки» нижнего яруса расположены по странам света и вместе с диагонально лежащими меньшими перекрыты конхами. В северном, южном и западном размещены входы в собор, в остальных прорезаны окна. Декорация фасадов проста и лаконична. Пилястры, акцентирующие углы восьмерика завершены поясом кирпичного карниза, по низу которого идет аркатура. Округлые формы нижнего яруса объединены антаблементом и высоким цоколем.
20.


В 1690 году собор был частично перестроен Нарышкиными в стиле московского барокко. Узкие окна растесали, плоскость стен украсили живописными наличниками и нарядными порталами, пилястрами и аркатурным пояском под карнизом. В XVI веке собор с трех сторон был окружен крыльцами.

Не ранее второй четверти XVII в. к западному порталу пристраивают крыльцо со сводом на четырех столбах. Площадку замостили белокаменными плитами, ранее служившими надгробиями, чередуя изножия и изголовья. Важнейшей особенностью, позволяющей датировать крыльцо точнее, является широкое использование при строительстве подобных надгробных плит (вообще традиционное в практике XVI - XVIII вв.). Их применили не только в выстилке, но и в фундаменте церкви.
21.


Освящение храма было совершено в присутствии царей Петра и Ивана Алексеевичей.

24.

Как отмечалось выше, на этом месте ранее находилось кладбище, возможно гораздо ранее XV века - здесь и была построена первая деревянная церковь монастыря на невысоком пригорке. Собор окружали сохранившиеся на местах плиты раннего некрополя, а с трех сторон к порталам вели плоские невысокие открытые крыльца-площадки. В таком виде собор, судя по стратиграфии, просуществовал до XVII века. Его постепенно окружили надгробия быстро разраставшегося некрополя, часть из них и была обнаружена при археологических раскопках на этом месте.
25.


26.

В 1689-90 годах собор был отремонтирован, была построена белокаменная открытая галерея-паперть вокруг храма. Собор повторно освятили в присутствии Петра I. В 1691 году Климом Михайловым был закончен иконостас. В 1713-1714 гг. узкие окна собора были расширены в широкие квадратные проемы.
27.

28.

В 1920-е годы вместе с монастырём собор был закрыт. Иконостас сохранялся в нём до начала 1940-х годов. До 1980-х годов собор использовался как склад Дирекции художественных фондов Министерства культуры РСФСР. В 1984 году собор был восстановлен в формах архитектуры XVI века архитектором Б.П. Дедушенко во время реставрации комплекса монастыря.
29.

В 1990-е годы собор был передан Патриаршему подворью Высоко-Петровского монастыря. Для храма создали новый иконостас и выполнили фресковую живопись в соответствии с современными представлениями о росписях древнерусских храмов. 3 января 1998 года состоялось освящение храма.
30.

Собор митрополита Петра вызывает в душе какие-то грустные, печальные чувства и, одновременно, удивительно воодушевляющие... Для обострения контекста, просто, представим, что в этом соборе молились многие великие князья, цари, их царедворцы, сам Петр I, многочисленные Нарышкины, да и вообще, эта церковь по определению привлекала множество прихожан как царское молельное место. Собор Петра в концентрированном виде как раз и отражает все их мысли, чувства, тайные желания, затаенные тихие просьбы... Ты как бы погружаешься в многослойные ощущения причастности ко всему тому, что происходило как здесь, так и в нашей стране вообще. Судьбы русских властителей и России переплетались в этом месте с судьбами руского народа, включая чистые духовные посылы свыше... Необъяснимое ощущение желания долго стоять, любоваться этими простыми лаконичными формами древнерусской архитектуры, одновременно возвышенными, величавыми и гармоничными охватывает тебя всецело... Собор "говорил", рассказывая свою нелегкую и непростую историю, размышляя и делясь своей глубокой вековой мудростью...
31.

На момент съемок еще продолжалась работа по воссозданию фресок собора, снимать было не очень удобно, но представление о них уже можно составить.
32.

33.


34.


35.

Рядом с собором святителя Петра находится собор Боголюбской Божьей Матери. Он возведен по велению Петра I в 1684-1685 годах на месте деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы XVI века над могилами убитых в 1682 году во время стрелецкого бунта Ивана и Афанасия Нарышкиных, дядей Петра. По завершению строительства в 1684 году, царица Наталья Кирилловна и юный Петр привезли сюда из Боголюбского монастыря список с древней чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери.
36.

Собор служил усыпальницей Нарышкиных до 1774 г. В трапезной части храма в конце XVII - начале XVIII веков погребено 18 родственников царя Петра I из рода Нарышкиных, в том числе - его дед Кирилл Полуэктович и бабушка Анна Леонтьевна из рода Леонтьевых. Рядов погребений было шесть, памятников восемнадцать. Надписи были высечены на надгробиях и на надгробных досках. На каждом стояли образа святых, соименных погребенным. Памятники были покрыты дорогим красным сукном.
37.

В конце XVIII века возле юго-западных стен храма московские каменщики сложили усыпальницу-часовню, куда перенесли прах трех представителей из рода Нарышкиных, в том числе деда Петра I - Кирилла Полуэктовича Нарышкина, умершего в Кирилло-Белозерском монастыре. Это небольшое каменное здание, перекрытое коробовым сводом и увенчанное главкой. Стены обработаны гладкими лопатками на углах, венчал их кирпичный карниз. Над главкой - белокаменный крест. В се каменные надгробия и останки бояр Нарышкиных выбросили из храма и усыпальницы в советские времена.
38.

Собор Боголюбской Божьей Матери - второй по значению храм монастыря. Он является традиционной для второй половины XVII века композицией. Первоначально храм с трех сторон обвивала низкая открытая галерея. В 1805 году часть галереи застроили при увеличении трапезной. Другие участки галереи скрылись вместе с наросшим культурным слоем.
39.

В декоре фасадов преобладают элементы традиционного узорочья: спаренные колонки, многопрофильный крепованный карниз, килевидные кокошники в обрамлении окон и в основании барабанов, которые украшены аркатурно-колончатым поясом. Однако вытянутые пропорции верхнего ряда больших прямоугольных окон, единообразие в их оформлении - это черты сравнительно новые. Внутри пространство трапезной раскрыто тремя широкими арками в четверик, что придает обширность интерьеру храма. В южной апсиде храма сделана антресоль, где размещалась ризница, в которую вела внутрення лестница. Арка, соединившая расположенный под ризницей дьяконник с центрально апсидой, заложена позднее.
40.


На протяжении своего существования собор почти не подвергся переделкам, однако сильно пострадал во время взятия Москвы Наполеоном и после Октябрьской революции 1917 года. Наполеоновские солдаты разбивали белокаменные надгробия Нарышкиных, пытаясь найти внутри них золото и другие ценности... В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, выполнявший обязанности губернатора Москвы, выносил смертные приговоры москвичам, обвиняемым в поджогах.

Уникальный иконостас, выполненный Климом Михайловым в 1687 году, с иконами мастеров Спиридона Григорьева, Федора Зубова, Тихона Филатьева и Михаила Милютина сохранялся до закрытия собора в 1929. После революции иконы выломали из иконостаса и, по свидетельству советского скульптора Сосланбека Тавасиева, сожгли.

41.

В 1929 году собор был закрыт, каменные надгробия Нарышкиных, а также купол и крест уничтожены в 1930 году и восстановлены только в 1982 году, вместе с позакомарным покрытием, утраченным в XVIII веке. Внутри храма остались фрагменты лепнины 1740-х годов и академическая живопись XVIII-XIX веков. В настоящий момент, интерьер собора нуждается в реставрации. 21 декабря 2013 года в соборе провели первое, с момента закрытия в 1929 году, богослужение.

42.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского Построена как трапезная церковь в 1690-1702 годах на месте южного деревянного корпуса монастыря в стиле нарышкинского барокко. Одновременно с церковью построены Братские кельи, соединенные с ней арочным переходом. Внутренние работы и иконостас завершены в 1697 году. Над центральной главой церкви было помещено изображение царской короны.
43.

Храм построен Петром I в честь основателя и покровителя Троицко-Сергиевой лавры, где сам Петр спасся от стрельцов во время междоусобиц. Храм по сути является уменьшенной копией трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры. Она стоит в середине монастырского комплекса, разделяя его территорию надвое.

Церковь представляет собой двусветный трёхапсидный четверик с примыкающей с запада трапезной и парадным крыльцом, на подклете, с гульбищем на аркадах. Этот тип композиции широко разработан в трапезных крупных монастырей. Изначально церковь была одноглавой, но в 1702-1705 годах свод и главы были переделаны. Стены четверика были надстроены и на них был возведен новый свод с пятиглавым завершением, четверик был украшен кокошниками с раковинами.
44.

Главный престол - преподобного Сергия Радонежского. Над рундуком высокого крыльца прежде размещался балкон, предназначавшийся для царских выходов во время торжественных богослужений или крестных ходов. Во внешнем декоре здания обильно использован белый камень, из которого выложены сложные обрамления окон и порталов, раковины в кокошниках, основания шеек глав и другие детали.
45.

В 1808 году была разобрана галерея-паперть и надарочный переход, соединявший паперть церкви с галерей Братского корпуса. В 1862-1863 годах церковь была отремонтирована, были обустроены и освящены приделы святителя Алексия Московского и святителя Митрофана Воронежского, позже не восстановленные.
46.

В 1919 году церковь закрыта, а помещение отдано Центральной медицинской библиотеке, а затем заводу. В 1930-е годы главы с крестами были разрушены и восстановлены Б.П. Дедушенко в 1960-х. В 1980-х годах в церкви располагался репетиционный зал танцевального коллектива «Березка». В 1992 году в церкви проведено малое освящение Патриархом.
47.


Мы сейчас в трапезной храма преподобного Сергия Радонежского...
48.

Это небольшая звонница рядом с храмом преподобного Сергия Радонежского у её входа на галерее, ведущей в южную часть монастыря.
50.

Так церковь преподобного Сергия выглядит со стороны южного хоязяйственного двора. Ее фасад уже давно оштукатурен, но много лет так и не был покрашен, что огорчает, поскольку храм с этого ракурса выглядит очень выигрышно и церковь фактически "пари́т" над своим древним сводчатым подклетом...
51.


Еще одно примечательное строение Высоко-Петровского монастыря - Церковь Толгской иконы Божией Матери, что построена в честь спасения Петра I во время стрелецкого бунта 1689 года, инициированого Софьей (Милославской) с целью убить юного царя.
52.

Церковь была заложена в день празднования в честь этой иконы, так как 8 августа по старому стилю, Пётр I спасся в этот день в стенах Троице-Сергиевой Лавры от этого стрелецкого бунта. Церковь была построена в 1744-1750 годах между колокольней и Братским корпусом Высоко-Петровского монастыря.
53.

Церковь одноглавая, на подклете, прямоугольная в плане, бесстолпная, с 5-гранной апсидой в стиле барокко. Западный фасад, на котором раньше в центре была икона, выходит на Петровку. Стены снаружи декорированы сдвоенными пилястрами, главка прорезана узкими окнами и украшена волютами.
54.

Проект храма принадлежит, предположительно, И.Ф. Мичурину или его ученику. Церковь построена на средства статс-дамы Н. А. Нарышкиной, родственницы Петра I по материнской линии. Толгскую церковь закрыли после Октябрьской революции в 1926 году. Сначала в ней располагались коммунальные квартиры, затем склад Росизопропаганды. Отреставрирована Б.П. Дедушенко. Заново освящена 10 октября 1999 года малым чином. Мы еще заглянем в нее в третьей части, - внутреннее убранство церкви очень необычно и удивительно...
55.

Мы сейчас находимся на втором уровне так называемых Нарышкинских палат над сводчатым переходом к южному двору монастыря. Несколько слов о церкви Петра и Павла, что мы видим сейчас издали.
56.

В 1753-1755 годах настоятель монастыря архимандрит Пахомий выстроил в юго-западном углу монастырского двора церковь во имя преподобного Пахомия Великого, своего небесного покровителя. Основанием для неё послужили белокаменные ворота бывшей усадьбы Нарышкиных.
57.

Это как раз тот самый южный хозяйственный двор монастыря, что был когда-то усадьбой Нарышкиных, а точнее деда Петра I - Кирилла Полуэктовича Нарышкина. Фото - вид на север со стороны церкви Петра и Павла. Справа за стенами - Крапивенский переулок.
58.


59.

Кирпичная барочная церковь Петра и Павла представляет собой восьмерик на четверике, перекрытый сомкнутым восьмилотковым сводом с декоративной главкой и выступающей пятигранной апсидой. Церковь поставлена на открытом гульбище, объединяющем храм с кельями, и украшена пилястрами, треугольными фронтонами над входами, наличниками с лучковыми фронтонами, декоративными глухими нишами и окнами на гранях восьмерика с барочным обрамлением. Архитекторы школы Д.В. Ухтомского.
60.

Храм сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 года и до 13 сентября 1914 стоял неосвященным. Храм апостолов Петра и Павла считается среди прихожан «невезучим» строением. Практически целый век он стоял закрытым. По большому счету это последствия разрушений от нашествия армии Наполеона.

Повторное освящение церкви, по желанию настоятеля епископа Павла Олонецкого было во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. После революции храм закрыли и отдали под жилье, в 1980-е годы он использовался как раздевалка для рабочих-реставраторов. До настоящего времени Петропавловская церковь не возобновлена, и в настоящее время для богослужений не используется.

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: XIV век
Основные достопримечательности: Собор святителя Петра, митрополита Московского, собор Боголюбской иконы Божией Матери, церковь Преподобного Сергия Радонежского, церковь Толгской иконы Божией Матери, церковь Петра и Павла (Пахомовская церковь)
Святыни: Чудотворная Казанская икона Божьей Матери, икона святителя Петра с частицей мощей, мощи Митрофана Воронежского, крест с частицей Живоносного Древа Господня, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, Дивеевский ковчег
Координаты: 55°46"02.5"N 37°36"55.0"E
Объект культурного наследия России

Немногие российские города могут похвастать монастырями возрастом 700 лет. В историческом центре Москвы , в пределах Бульварного кольца, сохранилась мужская обитель XIV века. По одной из версий ее основателем стал митрополит Всея Руси Петр. Древний монастырь интересен не только своей историей, но и красивыми памятниками архитектуры, построенными в XVII-XVIII веках.

Высоко-Петровский монастырь с высоты птичьего полёта

Как появился монастырь

Сохранилось несколько преданий об основании обители. По одной версии ее заложил первый из русских церковных иерархов, поселившихся в Москве - митрополит Петр. В начале XIV века он сблизился с князем Иоанном I по прозвищу Калита и возвел деревянную церковь Петра и Павла.

По другому преданию монастырь основал сам Иоанн I Калита. В 1326 году, незадолго до смерти митрополита, князь охотился там, где потом появилась обитель, и ему привиделась высокая снежная гора. На глазах князя снег быстро растаял, и горы не стало. Святитель Петр объяснил князю, что гора символизирует самого князя, а снег - митрополита, поэтому скорее всего князь переживет его. Услышав это, Иоанн I Калита повелел построить деревянный храм Петра и Павла, и вокруг него потом поселились монахи.

По третьей версии обитель была заложена Дмитрием Донским. Московский князь основал ее на месте старой церкви, построенной Иоанном I Калитой, и посвятил памяти русских воинов, которые погибли во время Куликовской битвы. Есть также предположение, что при Дмитрии Донском монастырь уже существовал. Но в 1382 году войска хана Тохтамыша разорили его, и князь приложил немало сил, чтобы заново отстроить храмы и кельи для монахов.

На переднем плане собор святителя Петра, митрополита Московского

История монастыря в XV-XIX веках

В Средневековье все монастыри Москвы страдали от набегов неприятелей и сильных пожаров. Древняя Петропавловская обитель была возведена из дерева, и поэтому выгорала дотла. В 1493 году пожар в Москве был настолько опустошительным, что сгорела половина города. Огонь погубил около 200 человек, в том числе и несколько насельников монастыря.

Каменное строительство в обители началось, благодаря великому князю Василию III. По его указу итальянский зодчий Алевиз Фрязин построил каменный собор, посвященный митрополиту Петру. С этого времени обитель стали называть Высоко-Петровской, хотя до XVIII столетия в исторических документах еще встречалось старое название «Петропавловская».

После изгнания из России польско-литовских войск монастырскую территорию огородили каменной стеной. В те времена обителью руководил архимандрит, и она состояла из четырех священников, двух диаконов, пономаря, дьячка и шести старцев.

При Петре I территория монастыря выросла вдвое. Была возведена фамильная усыпальница Нарышкиных - каменный Боголюбский храм, трапезная церковь Сергея Радонежского, братский корпус и надвратная Покровская церковь. К 1735 году в обители жило более 70 насельников, и она владела шестью тысячами крестьян.

Собор Боголюбской иконы Божией Матери

Много бед и разорений принесла монастырю война с французами. Когда наполеоновские войска вошли в Москву, в обители разместились французские кавалеристы. Они осквернили монастырские церкви и разгромили усыпальницы Нарышкиных. Особенно возмутило москвичей то, что наполеоновские солдаты вбили крючья в иконостас Боголюбского храма и вешали на них туши забитых животных.

После войны обитель восстановили, и она стала играть заметную роль в духовной жизни москвичей. Здесь открылось духовное училище, и хранились книги из обширной епархиальной библиотеки.

Судьба обители в XX веке

К началу прошлого века в монастыре жило 15 насельников. После прихода советской власти обитель ликвидировали, а здания переделали под жилье. Церковные службы в храмах велись до 1929 года. После того, как закрыли последнюю Боголюбскую церковь, место погребения Нарышкиных уничтожили, и в храме создали предприятие для ремонта сельхозтехники.

В бывшей церкви Сергея Радонежского разместили библиотеку, а потом - спортивный зал. В древнем соборе святителя Петра существовал литейный цех, а все остальные храмы и корпуса переделали под коммунальное жилье. К середине прошлого века некогда величественный монастырский ансамбль был практически утрачен. Более того, новые градостроительные планы предусматривали расширение автомагистрали и снос старинного монастыря.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной

К счастью, этого не произошло. В 1959 году обитель получила статус архитектурного памятника, и постепенно отсюда вывели предприятия и расселили коммунальное жилье. В храмах разместили театральные мастерские, зал для репетиций, литературный музей и несколько организаций, подчиненных Министерству культуры. До 1987 года в старинных зданиях проводили реставрационные работы, и в 1994 году их передали церкви. Потом здесь был возрожден мужской монастырь.

Старые храмы и монастырские постройки

В центре обители стоит самый древний монастырский храм - небольшой собор святителя Петра, возведенный в 1517 году. Он имеет вид восьмигранной башни и увенчан шлемовидным куполом. Монастырский собор считается уникальным памятником архитектуры, ведь это один из первых столпообразных храмов, появившихся на Руси.

Входы в церковь находятся с северной, южной и западной стороны, на остальных «лепестках» нижнего яруса прорезаны окна. Иконостас и настенные росписи, которые можно увидеть в соборе, новодельные - они появились в 1990-е годы.

Церковь Петра и Павла

Красивый Боголюбский собор возведен в 80-е годы XVII века. До 1771 года здесь хоронили бояр Нарышкиных. Основу храма составляет квадратный двухсветный четверик, верх которого украшают изящные килевидные закомары. Пять луковичных глав возвышаются на высоких барабанах. Внутри храма сохранились живописные работы XVIII-XIX веков и фрагменты старинной лепнины.

С юга от собора святителя Петра стоит храм Сергия Радонежского. Трапезная церковь была возведена на рубеже XVII и XVIII века в традициях пышного «нарышкинского» барокко. Изначально она имела одну главу, но потом стала пятиглавой. Во внешнем оформлении Сергиевской церкви использован популярный в московском зодчестве белокаменный декор. Из известняка сделаны порталы, наличники и основания барабанов.

С середины XVIII века обитель украшает аккуратная одноглавая церковь Толгской иконы Богоматери. Прямоугольный храм возвышается рядом с улицей Петровка. Он построен на подклети и имеет одну пятигранную абсиду. Считается, что проект церковного здания выполнил мастер русского барокко Иван Федорович Мичурин или один из его учеников. Сегодня внутри этой церкви находится красивый керамический иконостас.

Церковь Толгской иконы Божией Матери

С северной стороны можно увидеть высокую монастырскую колокольню с надвратной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Красно-белый нарядный храм был возведен в 90-е годы XVII века по указу Петра I. Он имеет массивное квадратное основание, которое завершается двумя восьмериками колокольни. Долгое время церковь использовалась в качестве домового храма для настоятеля монастыря. Храм стоит над воротами, которые были созданы для входа в монастырь в 1680 году. С начала прошлого века в южном пролете ворот существует небольшая часовня Казанской иконы Богоматери. После революции почитаемый образ пропал, а саму часовню закрыли. Однако, сегодня она полностью отреставрирована и открыта для верующих.

В южной части монастыря находится барочный храм преподобного Пахомия, построенный в середине XVIII века. В наши дни он еще не до конца восстановлен. Кроме того, на территории обители можно увидеть настоятельский и келейные корпуса, одноэтажную усыпальницу Нарышкиных и небольшую звонницу.

История

Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

Самый древний храм обители - Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690-93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой тысяча французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, храм не мог вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.

И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество - национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей - труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание).

Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год - предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища;
С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. Ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения - в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.
Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.

10 октября 2009 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода в обители возродилась монашеская жизнь.

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Высоко-Петровский монастырь является одним из древнейших монастырей в городе Москве. Его владения занимают практически целый квартал и заключены между , и Крапивенским переулком.

История обители тесно связана с образованием великого Московского княжества.

Еще в 1325 году Иван Калита, озаботившийся объединением вокруг Москвы русских земель, предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру перенести в окрестности города из Киева митрополитничью кафедру, на что патриарх ответил согласием.

Место под Высокопетровский монастырь выделили на берегу реки у села Высокое. Первым культовым зданием, построенным на этом месте, стал деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Исходя из этого, первоначально монастырь звался Петропавловским.

Фото 1. Высокопетровский монастырь расположен по улице Петровка, 28/2

В 1326 году митрополит Петр умирает. Местом его упокоения стал Успенский собор в Кремле. Через некоторое время паломники, посещавшие его могилу, заговорили о случаях исцеления от различных хворей. Основываясь на этих фактах, Константинопольский Вселенский собор причислил патриарха к лику святых в 1339 году.

Иван Калита, в свою очередь, тоже решил увековечить имя патриарха Петра и переосвятил церковь Петра и Павла во имя святителя Петра митрополита Московского. Сам монастырь стали именовать Петровским.

Помимо своего прямого назначения, Петровский монастырь выполнял и роль одного из оборонительных сооружений города, защищавших Москву с севера. В северное оборонительное кольцо также входили Страстной, Никитский и монастыри.


Фото 2. Высоко-Петровский монастырь (ансамбль зданий) в Москве

В конце пятнадцатого столетия великий князь Василий III решает украсить Москву с тогдашними окрестностями зданиями и храмами, выстроенными из камня. Для этих целей в первопрестольную приглашается итальянский зодчий Алевизио Ламберт иди Монтаньяно, больше известный потомкам, как Алевиз Фрязин Новый.

Одним из проектов великого архитектора, помимо кремлевского Архангельского собора и собора во имя Смоленской иконы Богоматери в Новодевичьем монастыре, стал храм Петра - Митрополита Московского, что на территории мужского монастыря в поселении Высоком. Построили культовое сооружение в период с 1514 по 1517 годы.

Расцвет московского Высоко-Петровского монастыря в последней четверти семнадцатого века связывают с покровительством знатного рода бояр Нарышкиных, которые приходились родственниками по материнской линии будущему императору Петру I.



Дело в том, что их московские владения располагались рядом с монастырскими стенами (со временем, Нарышкинские палаты вошли в комплекс местных зданий), и посему обитель стала любимым молитвенным местом этой семьи. Часто бывала здесь и мать Петра Первого - Наталья Кириловна (есть предположение, что и сына своего она назвала в честь почитаемого и любимого святого Петра).

В 1694 году монахи Боголюбского монастыря преподносят юному Петру икону - список чудотворного образа Боголюбской иконы Богоматери, в честь которой будущий император повелел в 1684 году построить на месте Покровской церкви одноименный храм. Культовое сооружение стало усыпальницей рода бояр Нарышкиных. Под его сводами покоятся 18 родственников великого Петра I.

На территории Высоко-Петровского монастыря, по-соседству с Боголюбской церковью, возвышается небольшая часовня, установленная над могилой Кирилла Нарышкина.



В 90-е годы семнадцатого столетия в обители появились Святые врата с храмом во имя Покрова Богородицы и колокольней в два яруса. Повеление на строительство дал сам Петр I, который таким образом хотел увековечить память своих дядьев - Ивана и Афанасия, погибших у него на глазах во время стрелецкого бунта, произошедшего в мае 1682 года. Кроме этого, в южной части монастырской территории выстроили кельи с небольшой церквушкой, в которой монахи молились за убиенных.

После возвращения Петра Первого из Троице-Сергиевой лавры, где скрывался от стрелецкого бунта 1682 и 1689 годов, он повелел выстроить в Высоко-Петровском монастыре храм во имя Сергия Радонежского во славу своего спасения.



Конец семнадцатого века ознаменовался борьбой за власть между юным Петром, обосновавшимся в Петровском монастыре, и царевной Софьей, его сестрой, выбравшей своей резиденцией .

Петр укрепляет стены обители, в месте центрального креста храма Сергия Радонежского повелевает укрепить корону - символ царственной власти, а также построить у этой святыни царское крыльцо, с которого в дальнейшем наблюдал за проходящими Крестными ходами.

После своей победы над царевной Софьей юный царь перестал укреплять монастырь как крепость.



Два новых культовых сооружения на территории Высоко-Петровского монастыря появились уже при правлении Елизаветы Петровны. Так, в 1744 году здесь построили церковь во имя Толгской иконы Богоматери по проекту архитектора И.Ф. Мичурина (средства выделила статс-дама Н.А. Нарышкина). В период с 1753 по 1755 годы над южным воротами обители появился храм во имя Пахомия Великого, сооруженный на средства тогдашнего настоятеля архимандрита Пахомия.

События 1812 года не прошли стороной Высоко-Петровскую обитель. Строения были значительно разрушены и осквернены. Так, церковь во имя Пахомия Великого переосвятили лишь спустя 100 лет. Кроме этого, на территории монастыря французы расстреливали жителей Москвы, которых обвиняли в тогдашних поджогах первопрестольной. Тела жертв закапывали у монастырской колокольни.



Высоко-Петровский монастырь большевики упразднили в 1922 году, а последние богослужения в одном из храмов пришлись уже на 1929.

В Боголюбском храме-усыпальнице устроили механический завод, предварительно очистив его от всех надгробий. Церковь во имя Сергия Радонежского превратили в спортивный зал, отдав его впоследствии для репетиций знаменитому ансамблю «Берёзка». В монастырских палатах разместили шляпную мастерскую и точку общепита.