Акведук во франции. Многоликая Европа. Франция. Pont du Gard. Акведук Пон-дю-Гар: особенности архитектуры и его предназначение

Акведук Пон-дю-Гар (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Если нужен живой пример исторического и архитектурного парадокса, то южная Франция подходит для этого как нельзя лучше: памятники эпохи Римской империи здесь более многочисленны, чем в самой Италии, да еще и не в пример сохраннее. В нимском амфитеатре до сих пор проводятся театральные представления, а самый высокий в мире римский акведук Пон-дю-Гар даже успел послужить автомобильным мостом вплоть до второй половины прошлого века.

У этого парадокса есть объяснение: территории Прованса и Лангедока достаточно давно вошли в состав Франции, и последующие исторические бури их миновали - в отличие от раздираемой междоусобными войнами Италии.

«...сработанный еще рабами Рима»

Размеры акведука Пон-дю-Гар способны поразить даже в 21 веке: длина конструкции составляет 275, а высота - 49 м (Для сравнения - это высота современного 16-этажного дома!). Но как бы ни был грандиозен нынешний мост, на деле он лишь часть древнего водопровода длиной 50 км. Он полтысячелетия снабжал Ним водой, и его пропускная способность была достаточной, чтобы каждый житель 50-тысячного города мог расходовать до 400 л воды в сутки. Перепад высот между начальной и конечной точками водопровода составлял всего 17 м (или 34 см на километр пути). Как римским инженерам удалось добиться такой невероятной точности - до сих пор загадка для историков.

Римляне не страдали гигантоманией и не тратили ресурсы на глупости вроде египетских пирамид: помимо практических функций, их сооружения имели четкую политическую цель - внушить покоренным народам трепет перед могуществом Империи и уничтожить в зародыше саму мысль о сопротивлении.

Другая загадка Гарского моста скрыта в его конструкции. Он был сооружен простым соединением шеститонных каменных глыб стык в стык - без применения связующих компонентов (хотя римляне были прекрасно осведомлены о свойствах бетона - потому что сами его изобрели). Удивительно, что это сооружение простояло два тысячелетия, ведь условия в долине реки Гардон исключительно сложные: весной и осенью опоры моста страдают от паводков, а трехуровневая конструкция в целом круглый год подвергается ветровой эрозии.

Не исключено, что весь водопровод мог бы дожить до наших дней, но его сгубили не головотяпство строителей или вандализм, не войны или природные катастрофы, а свойства местной воды - она содержит слишком много извести. После гибели Империи некому стало очищать водопровод от отложений, и он просто забился. Камни уже бесполезной конструкции пошли на строительство домов и крепостей, а Пон-дю-Гар уцелел потому, что для него нашли другое применение - в качестве моста.

Пон-дю-Гар в наши дни

Старый мост наконец обрел заслуженный покой: движение по нему прекращено, с 1985 г. он находится под охраной ЮНЕСКО, и теперь лишь туристы прогуливаются под арочными сводами. Возле моста оборудован музей, рядом расположены детские площадки, сувенирные магазины и рестораны с кафе - словом, все необходимое, чтобы не спеша и с комфортом изучать уникальное наследие Рима - величественный Пон-дю-Гар.

Практическая информация

Координаты GPS: 43° 56" 50; 4° 32" 08.

Парк Пон-дю-Гар открыт 7 дней в неделю круглый год. Билето категории «Краткая экскурсия» (Пон-дю-Гар, Музей, Кинотеатр, Игротека, маршрут «Память Гариги», Экспозиции) - 9,50 EUR, Билет «Акведук»: «Краткая экскурсия» + экскурсия по каналу в сопровождении гида) - 14 EUR. Вечерний билет на подсветку (только в июне, июле, августе и сентябре) - 5 EUR. Часы работы музея зависят от сезона, информация регулярно обновляется на официальном сайте . Цены на странице указаны на март 2019 г.

Как добраться: на машине по автостраде А9 до съезда 23, дальше по указателям на Пон-дю-Гар. Можно воспользоваться автобусами линии А15 (из Авиньона) или B21 (из Нима) - в обоих случаях путь займет около получаса.

1

«Красноречивое свидетельство дерзновенности замыслов и мастерства римлян», — пишут об акведуке в 28 километрах от Авиньона путеводители. Хочется добавить, да, надёжно строили в те времена, когда instrumentum vocalis (раб, говорящее орудие) без всякого заступничества профсоюзов был бы немилосердно бит за малейшее проявление лени. И ещё. Перестало работать это впечатляющее инженерное сооружение из-за небрежения лишь тогда, когда бывшие варвары смели Рим.

2


Мост через речку Гард во французском дапартаменте Гар близ Ремулана.

Pont -du -Gard. В августе по прозрачной пресной влаге скользят байдарки, а местные жители и туристы с удовольствием плещутся на крошечных каменистых пляжах с той же беззаботностью, что и наши дачники вдоль Истры в погожие летние выходные. Не удержалась и я…


И мои элегантные брюки-юбка, купленные в мае в концептуальной итальянской лавке, лёгким движением руки и идеей далёких прабабушек по папиной линии, подтыкавших подолы в июльскую страду на барщине в Рязанской губернии, превратились в не менее элегантные шорты. Русские тётки рядом обзавидовались. А кто вам, дорогие, мешал отбросить мещанские комплексы, отправляясь в отпуск, ещё в Домодедове?

1


Если бы знать, что наша бездарная побирушка гид Ольга Ревенко, содрав с наивных по 15 евро, ограничит свою «экскурсию» скоростным пробегом по нижнему ярусу моста, а потом распустит всех загорать ещё целый час у подножия акведука, мы, наверняка, припасли бы купальники. Но, увы… Глядя, как в тихой заводи плещется немецкая овчарка с французской кличкой, я попыталась заполнить для моих спутников дыры в информационном обслуживании.

1


Но для начала — предупреждение! Схему археологической зоны можно получить на стойке туристического бюро около автобусной стоянки. Билеты покупать не надо! Для всех без исключения вход бесплатный. Видимо, объект ЮНЕСКО (с 1985 года), изображённый на новенькой купюре 5 евро, живёт за счёт оплаты авторского права на тиражирование своего облика.


Шучу, конечно. Там расположены сразу несколько недешёвых киосков, кафе и туалеты, обширные настолько, что очередей практически не бывает даже во время массовых заездов любопытствующих из числа автобусных китайских туристов.

Ну, а теперь — необходимая информация. Оливы, посаженные около дороги, как я перевела выбитую на камне надпись, вовсе не с древнегреческих времён. Они были перенесены и пересажены сюда во время «культурного освоения» местности в прошлом веке. Но узловатые стволы настолько живописны, что смело можете врать — это то самое дерево, благодаря которому Афина на Акрополе выиграла спор с Посейдоном. Кстати, на камне, якобы от имени самого масличного дерева, вырезаны слова что, дескать, оно счастливо находиться в столь примечательном месте. Во времена Наполеона III, когда памятник был приведён в порядок, осколки романтизма в манерах реставраторов ещё сохранялись.

2


Помните, как у нас говорят, восхищаясь Кижами и прочими шедеврами деревянного зодчества? «Без единого гвоздя». Этот же древнеримский акведук длиной 275 и высотой 47 метров был построен рабами соплеменниками фракийца Спартака по проекту рабов же греческих инженеров… без применения извести. Иными словами, это не бетон! Это чётко подогнанные друг к другу огромные валуны. Конечно, в Египте технология возведения пирамид оказывалась сложнее в силу удалённости каменоломен от строительной площадки в пустыне. Здесь строительного материала достаточно под самым носом. Из сохранившихся до наших дней это гидротехническое сооружения великого Рима — самое высокое. Ломали себе лодыжки камнями и набивали шишки на фалангах пальцев рабы не просто ради имперской эстетики. Тот самый Марк Агриппа, чья заслуга инициативы возведения Пантеона в Риме в 29 году до нашей эры отражена соответствующей надписью под куполом, отдал приказ построить водопровод для снабжения города Нима в полусотне вёрст оттуда. Кстати, золотую монетку Нима я купила в Ницце в музее Матисса.


По другой версии, авторство приказа о постройке акведука в крупный город Ним из мелкого северного Ucetia принадлежит вовсе не зятю первого императора Октавиана Августа, а кому-то из позднейших его преемников на посту начальника над коммунальным хозяйством в масштабах государства. Влюблённым, что после венчания «разбивают» разлуку о камни моста, наверняка, будет приятно узнать, что основное строительство могло вестись в первом веке нашей эры уже теми рабами, что тайком обменивались друг с другом знаком «рыбы» то есть уже были христианами.


А теперь запомним цифры и попробуем поиграть в нумерологию… Три яруса. Шесть арок снизу, 11 — в середине, на самой верхотуре, куда добираются только местные учителя со школьными группами, дабы провести урок без помех — 35. Если захотите их послушать, карабкаться наверх надо сразу, как войдёте в археологическую зону и оставите справа оливы, тогда как парапет с речкой будет слева. Самые широкие арки, догадается любой школьник, стоят в реке. И корабль пройдёт, и от наводнений вред меньше, и… Ну что, будущие физики-математики, добавите причин?

1


Своё функциональное назначение водопровод утратил вскоре после падения Рима. Лангобардам и прочим дикарям и в голову, разумеется, не могло прийти, что за акведуком надо ухаживать. Так же, как акварии делали это по всей империи. Следили, чтобы в водоводе не скапливался мусор, отрывали корни ползучих растений, латали где надо. К слову, именно так инженер Помпей обнаружил признаки будущего извержения на склоне Везувия, поэтому самые решительные жители (не сквалыги с багажом и не бедняки, кого не удосужились экстренно оповестить) смогли спастись бегством через дальние ворота. Но сейчас речь не об этом…

1


А всего лишь о предупреждении поколению менеджеров и юристов, хватающихся за гаджеты, чтобы уточнить, сколько будет 56 умножить на четыре, или где находится город Благовещенск… Уважаемые неумехи! Надстройка не может быть толще базиса! Без инженеров вы все загнётесь. И воды не будет, и еды. Пример — вот он.


Какое-то время из водопровода, ведущего в Ним от Юзерса через Понт-дю-Гард, ещё капало. Но через десяток лет, поскольку варвары не озаботились обычной диспансеризацией и техосмотром сооружения, не знали, что известняк имеет свойство давать отложения… Да они просто не мылись, к чему им это всё? Выдающийся инженерный объект превратился на долгие средневековые века в обычный мост для гужевого транспорта. Ослики, овощи, погонщики. Изредка — распрекрасная дама, отбивающая духами запах нечистого тела, со специальной палочкой для почёсывания. Изредка — господин в широкополой шляпе. С такими полями потому, что, в отличие от снабжённой канализацией римской городской структуры, в христианских городах Европы помои и ночные горшки выливали прямо на улицы из окон. Племянница одного из римских пап скончалась от чесотки. Изабелла Кастильская хвасталась, что мылась всего два раза в жизни — при рождении и перед свадьбой с Фердинандом Арагонским. А мы, русские, ходили в баню по субботам. И как смеет Европа после этого называть нас варварами?

3


Здесь есть весьма живописная пещера, а попрыгать по отшлифованным веками камням — одно удовольствие. Так что, если вам не повезёт с гидом (как нам с Ольгой Ревенко), смело переходите на другую сторону, карабкайтесь вверх по лесным тропинкам и ищите продолжение водовода. Там арки и пещеры заслуживают того, чтобы на них взглянуть.

А я, по возможности, рассказала вам то, за что платит всякий организованный турист, но не всегда получает в информационном плане качества обслуживания. А заходите просто расслабиться — располагайтесь на пляже и наслаждайтесь ласковыми солнечными лучами, брызгами света и удивительным, кристально свежим воздухом долины реки Gard. Это древнее место видело многое. Но оно доброе по отношению к нам.


Ним (Nimes) - старинный город на юге Франции в провинции Лангедок-Руссильон, на границе с Провансом. Когда-то давно он был захвачен древними римлянами, которые в отличие от современной молодежи, пишущей на стенах "Здесь был Вася", сначала строили эти самые стены дворцов, амфитеатров, акведуков и прочих архитектурных творений, доживших до наших дней, а уж затем писали на них "Здесь был Цезарь". Так-то память о людях сохраняется подольше, и Ним в этом плане - типичный город-памятник.

Уже традиционно начну свой рассказ о посещении Нима с людей, благодаря которым мы там оказались. Это красивая французская пара каучсерферов: Натали и Шарль - они пригласили нас остановиться в их квартире в историческом центре города. Квартира с высокими потолками с лепниной, огромными окнами, выходящими на узкие пешеходные улицы, и камином, украшенным старинным мопедом, доставшимся Шарлю от его дяди.

Натали и Шарль - любители 1960-х. Это заметно и по стилю одежды ребят, и в интерьере их дома, и в музыке, наполняющей их жилище. Даже машина у них из того времени.

К сожалению, с Шарлем мы провели только один вечер (на следующий день он уехал в командировку в Париж), но успели попробовать приготовленные им лазанью и вкусные апельсиновые цукаты в шоколаде. Надо сказать, что готовит он очень вкусно, так что собственное кафе, которое он собирается открыть через год, обречено на успех.

Натали - бывший океанолог и начинающий педагог, с ней нам довелось пообщаться значительно больше, и это общение было очень приятным и познавательным. Например, мы узнали от нее, что черствые ломтики булки, размоченные в молоке с яйцом и обжаренные на сковородке, которые часто готовит моя мама, оказывается, тоже популярны во Франции. Называется у них это блюдо очень подозрительно для русского слуха: "пан пердю". А Натали, благодаря Юле, попробовала карельские калитки.

Дом, в котором живут ребята, ну просто напрашивался на то, чтобы устроить там фотосессию.

Ну а теперь пройдемся по древнеримским и современно-нимским достопримечательностям. Одна из них это Амфитеатр или Арена Нима , построенная в I веке нашей эры по образу и подобию римского Колизея. Так же, как и в Риме , здесь проводились бои гладиаторов с дикими животными, а также поединки заключенных, приговоренных к смерти. Кровавые зрелища собирали до 25000 зрителей. Позже Арена использовалась в качестве крепости, а внутри нее было много жилых построек. И лишь в XIX веке зданию вернули первоначальный облик, выселив всех обитателей.

Еще один след Римской империи - храм Мезон Карре (с французского - "квадратный дом"). В настоящее время здесь размещена экспозиция древнеримского искусства.

От античного искусства перейдем ненадолго к искусству современному.

По совету Натали и Шарля мы отправились на прогулку в

Рядом с садом пожилые французы играют в петанк. Игра неспешная, между мужчины неторопливо беседуют. Социальная игра - вроде нашего домино или городков когда-то.

Сады были разбиты в 1745 году и неплохо сохранились. Золотые рыбки и рыбины в искуственном водоеме привлекают внимание гуляющих.

Сад фонтанов - отличное место для отдыха.

Мартин-Тигруля.

Да и вообще, оранжевый - наш семейный цвет.

На холме над садами возвышается еще одно свидетельство древнеримской цивилизации - башня Мань. Каких-таких "Мань", спросит любопытный читатель. "Tour Magne" - с французского "большая башня". На самом деле, не такая уж и большая - всего 36 метров в высоту в свои лучшие времена, а сейчас и того меньше. В 1601 году местный садовник нашел в пророчествах Нострадамуса свидетельства о том, что под башней зарыт клад, и добился разрешения на раскопки. Из-за них башня была опустошена и частично обрушилась, потеряв в высоте несколько метров. Надо ли говорить, что клад так и не нашли? Сегодня за плату в несколько евро можно подняться наверх и насладиться видами Нима с высоты.

Впрочем, вид с холма и без башни отличный. Портят его только несколько безвкусных высоток, построенных в центре города. Вот от кого, а от францзов с их утонченным вкусом я такого не ожидал.

Еще один артефакт: Храм Дианы. На табличке рядом на пяти языках написано, что залезать на него категорически запрещено. Видимо, были прецеденты.

От Сада фонтанов в даль уходит проспект Жан Жорес с симпатичной пешеходной зоной.

Но самым впечатляющим древнеримским строением является без сомнения акведук Пон-дю-Гар , находящийся в 30 км на северо-востоке от Нима. Он перекинут через реку Гардон (раньше называлась Гар), и название "Pont du Gard" означает "мост через Гар". Являясь частью 50-километрового водопровода, он служил для снабжения Нима водой. После падения Римской Империи водопровод перестал действовать, а акведук еще долгое время использовался в качестве моста.

К акведуку можно подъехать с двух сторон. Большинство посетителей приезжает с той, куда ведут все указатели. На другом берегу реки подъезд обычно более свободный. Но мы были там в конце марта да еще и вечером, так что туристов практически не было, и у нас был уникальный шанс прогуляться по совершенно пустому акведуку.

Еще пару лет назад доступ сюда был свободным, платная парковка была лишь со стороны главного входа. Но теперь приходится платить, с какой бы стороны вы ни подъехали. Кажется, 18 евро с машины.

Кстати, этот акведук изображен на купюре в 5 евро.

Вечер - самое лучшее время для посещения Пон-дю-Гар, не только из-за отсутствия большого количества туристов, но и из-за лучшего вида. Вот и к нашему приезду весь день затянутое тучами небо прояснилось, и акведук предстал пред нами в мягких закатных лучах.

Доступ на третий ярус закрыт решеткой и дверью, и с такого ракурса никогда не догадаешься о массивности этого сооружения.

Вход на третий ярус с другой стороны.

Солнце скрылось, а значит и нам пора двигаться дальше...

Пон дю Гар (Pont du Gard) — это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней, и один из и во Франции. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает — Gard . Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города в регионе , в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город . Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через постепенно закрыто. Первая реставрация моста проводилась еще по приказу Наполеона III.

В 1985 году внесли в список .

Посещение Pont du Gard

Для доступа открыт только нижний уровень. Верхние закрыты по соображениям безопасности.

Билеты в Пон дю Гар:

Можно посетить не только мост, но и весь Парк Пон-дю-Гар :

Билет включает все достопримечательности комплекса Пон дю Гар: (Pont du Gard, Museum, Ciné, Ludo, the Mémoires de Garrigue path) :

  • Взрослые: 9.50€/чел
  • Льготный тариф* : 7€/чел
  • Бесплатно до 18 лет
  • Экскурсия с гидом: +6€/чел

Вечерний тариф в июле и августе:

  • Взрослые: 5€
  • Льготный тариф*: 3€
  • Бесплатно до 18 лет

Парколвка включена в стоимость билета и предоставляется исключительно для посетителей (то есть купивших билет).
Цены действительны до 31 декабря 2019.

Билет в парк Пон-дю-Гар включает:

  • ознакомление с Пон-дю-Гар и с элементами акведука,
  • посещение музеографических комплексов: музея, кинотеатра, игротеки, экспозиции, маршрута на открытом воздухе «Память Гариги»,
  • бесплатные культурно-развлекательные мероприятия,
  • доступ к 7 километрам размеченных и ухоженных троп для пеших прогулок,
  • места для пикников,
  • охраняемые парковки…

Вечером, после закрытия площадок, действует единый тариф 10 € с автомобиля (до 5 человек) . Можно приехать полюбоваться подсветкой монумента!

Время работы: ежедневно в течении всего года.

В зимний сезон открыты левый берег и его культурные объекты.

Магазины и культурные площадки открываются в 9 утра, а закрываются:

  • в 19.00 в июне и сентябре
  • в 20.00 в июле и августе
  • в 17.00 с ноября по февраль
  • в 18.00 с марта по май и в октябре

На парковке есть сувенирные магазины, туалеты, кафе, ресторан и даже кинотеатр.

Проезд к Pont du Gard

Расположен между Ремулен (RN 100) и Вер-Пон-дю-Гар (D 81) , в окрестностях нескольких крупных городов Прованса :

  • — 26 км, 30 минут на машине
  • — 26 км, 34 минуты
  • — 38 км, 30 минут на машине
  • — 40 км, 42 минуты
  • — 51 км, 50 минут
  • — 72 км, 1:20.
  • — 83 км, 1 час в пути
  • — 135 км, 1:21.
  • — 136 км, 1:22
  • — 152 км, 1,5 часа.
  • — 152 км, 1,5 часа

На машине

Автомагистраль А9 , съезд 23 на Ремулен (gare de Remoulins — Pont-du-Gard) , направление на Uzes, затем следовать по указателям до правого или левого берега.

Возле моста есть охраняемые , открытые с 7 часов утра до 1 часа ночи*, оплата за которые включена во входной билет стоимостью 18 € с автомобиля .

* Так как парковки закрыты для посетителей между часом ночи и семью часами утра, за каждую оставленную на этот период времени машину взимается фиксированная цена 43 €.